Посиделки с Клио

«А потом пришли за мной…»

Фотовыставка посвященная депортации американцев японского происхождения в 1942.
Часть фотографий сделал Тойо Миятаке. В 1909, когда его привезли в США, ему было 14. На момент депортации он был уважаемым бизнесменом, владельцем фотостудии, отцом четырех детей. Миятаке умудрился спрятать в скудном багаже фотоаппарат (это запрещалось).
В феврале 1942 президент Рузвельт подписал приказ о создании закрытой военной зоны в прибрежных районах штатов Калифорнии, Орегона и Вашингтона. Этот приказ давал властям право очищать прибрежную зону “от любых лиц”. Приказ не упоминал этническую принадлежность этих самых лиц, но послужил юридическим основанием для депортации 120000 граждан и постоянных жителей японского происхождения.
Уже весной японцы стали получать приказы о депортации. Им давалась неделя на уладить все дела и распродать все имущество. Потом всем надлежала собраться в “центрах” — школах, конюшнях, любых зданиях где можно было уместить большое количество людей. Там каждой семье выдавался номер и автобусы увозили их в один из лагерей в глубь континента.
Заключенный в лагерь Манзанар Тойо Миятаке сначала снимал исподтишка, но потом директор Манзанара разрешил ему стать официальным фотографом. Тех, кого власти находили “лояльными” (обычно родителей или жен американских солдат), начали выпускать в 1944. Последние лагеря закрылись в 1946. Из 120000 депортированных две трети были гражданами, рожденными в США (уроженцы Японии могли быть только постоянными жителями). В 1988 Конгресс выпустил прокламацию, где говорилось что события того периода были вызваны “расовыми предрассудками, истерией военного времени и провалами в политическом руководстве”. Всем на тот момент живым бывшим узников полагалось по 20000 компенсации. В 1991 письмо с официальными извинениями подписал президент Буш.
Семью Миятаке продержали до 1945. На снимке в комментариях — в день освобождения Арчи Миятаке, сын Тойо, символически разрезает колючую проволоку.

Leave a Comment