Посиделки с Клио

Юлиан, строитель Храма

В четвером веке нашей эры римский император активно подталкивал евреев построить в Иерусалиме третий Храм. Кто такой был Юлиан, как отреагировали евреи на его его инициативу и почему из проекта ничего не вышло
Публикация в журнале «Сгула», автор Хагай Ольшанецкий, перевод мой
Третий Храм был разрушен в 363 году, но это событие не вошло в коллективное сознание евреев так как разрушение первых двух. История императора Юлиана проливает свет на сложные политические реалии Римской империи четвертого века и на двойственное отношение евреев того времени к вопросу восстановления их главной святыни.
Тетрархия.
В начале четвертого века Римской империи правило четыре человека (по латыни «тетра» значит «четыре», отсюда «тетрадь») – два императора носящих титул «август» и два заместителя носящих титул «цезарь». Одна пара «август-цезарь» управляла восточной частью империи, другая такая же пара управляла западной. Тетрархия или «управление четырех» было основано в 285 году когда император Диоклетиан назначил Максимиана своим со-императором и отправил его управлять западной частью империи в то время как сам остался править восточной. В 293 году каждый из августов выбрал себе цезаря, который должен был ему наследовать, работал заместителем и таким образом учился править. Диоклетиан надеялся что август не будет править до маразма, а уйдет на покой и цезарь его сменит.
Диоклетиан таки ушел на пенсию – отправился в Спалатум (теперь это хорватский город Сплит) сажать капусту. Но он остался единственным в истории императором который так поступил. Тетрархия не принесла империи стабильности. В 305 году Диоклетиан и Максимиан ушли на покой, а их преемники тут же между собой перегрызлись. Если коротко, сын заместитель Максимиана победил сына самого Максимиана в 312 году у Мульвиева моста у ворот Рима.
Сыном заместителя был Константин вошедший в историю как Константин I Великий. Победа у Мульвиева моста сделала его полновластным хозяином западной части империи. В 324 он победил своего восточного коллегу Лициния и объединил всю империю под своей властью. В то время как Диоклетиан преследовал христиан, Константин практически превратил христианство в государственную религию (сам он принял христианство лишь на смертном одре). Он так же восстановил династический принцип наследования (а не назначать наиболее достойного преемника из окружения). Герой нашего повествования Юлиан – внук Константина.
Кто такой Юлиан?
Юлиан родился в 331 году и был воспитан в христианской вере. Его учителями были и христиане, и язычники. В 351 году он побывал в Афинах и под влиянием общения с тамошней золотой молодежью оставил христианство и вернулся к почитанию античных богов. Но некоторое время он держал это решение в тайне чтобы не приходилось давать объяснения императорскому двору и своей семье.
Юлиану было шесть лет когда умер Константин I Великий. Три его сына (Константин, Констант и Констанций) никак не могли поделить власть. К 351 в живых остался один Констанций. Он женил Юлиана на своей дочери Елене и Юлиан стал цезарем (то есть заместитетелем). Юлиана отправили воевать в Галлию, где он стяжал репутацию решительного и талантливого командира. Его звездным часом стала победа на алеманами близ Страсбурга в 357 году (на французском немцев до сих пор называют les alemans). В 360 году Констанций потребовал от Юлиана чтобы тот послал ему войска с европейского театра военных действий на ближневосточный, там где восточным границам империи угрожала Персия. Воспользовавшись тем, что Констанций был занят персидским фронтом, Юлиан убедил верные ему войска провозгласить его, Юлиана, августом. В 361 Юлиан повел свои войска через Балканы, а Констанций со своими войсками отправился ему навстречу, надо полагать чтобы серьезно поговорить. В конце 361 года 44-летний Констанций внезапно умер, не оставив сыновей. Чтобы избежать гражданской войны, его военоначальники присягнули Юлиану и тот как законный август вступил в Константинополь.
Крест или римские боги?
Главным делом Юлиана стало восстановление римского язычества, за что христианские историки назвали его Юлианом Отступником, под каковым именем они и известен ширнармассам. Более половины граждан Римской империи оставались язычниками, особенно это было распространено среди аристократов, военных и крестьян. Но христианство уверено отвоевывало себе что в тогдашней Римской империи сходило за интеллигентцию и городскую буржуазию. Во многих местностях с христианским большинством запретили публичные языческие ритуалы. Юлиан попытался остановить этот процесс и повернуть его вспять. Он считал что лишь возвращение к древним традициям вернет империи ее былую славу.
Юлиан сам вырос как христианин и хорошо их понимал. Он прекрасно осознавал что преследовать христиан бесполезно, что они от этого только укрепляются в вере и успешнее вербуют новообращенных. Он просто стал поддерживать язычество и в 362 объявил по всей империи свободу вероисповедания. Он вернул на кафедры епископов изгнанных за ересь Никейским собором, от чего влияние собора изрядно пошатнулось. Языческие храмы были отремонтированы и в них снова начались жертвоприношения. Юлиан вникал во все дела языческих храмов, считал жрецов чиновниками на государственной службе и требовал от них честности, скромности в быту и добрых дел по отношению к прихожанам. Кроме того, он вычистил христиан из системы образования. Мотивировка была следующая: если кто-то не уважает языческих богов которым поклонялись Аристотель, Платон и Гомер – то этот человек не уважает труды Аристотеля, Платона и Гомера и не должен их преподавать.
Юлиан, евреи и их Храм
В своем проекте уменьшить в империи влияние христианства Юлиан сделал ставку на евреев. Хотя христианство зародилось в еврейской среде, три века спустя многие евреи рассматривали новую религию как бастарда и мечтали об ее крахе. Религия евреев пользовалась в Римской империи большим уважением потому что римляне уважали все древнее. Иудаизм привлекал своей таинственностью и элитарностью, особенно им интересовались знатные женщины. Явление стало таким распространенным, что власти пытались законом его ограничить.
Юлиан надеялся придать евреям их прежний статус, чтобы у них был Храм, так же как у других жителей империи. И если Храм будет отстроен, то христиане будут выглядеть смешно потому что их пророчества однозначно предрекают его перманентное разрушение. Вот что сказано в Евангелии от Марка:
И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
Но если бы Юлиан сам выступил с инициативой отстроить Храм, евреи восприняли бы это как нечто навязвнное извне и это бы нарушило его имидж беспристрастного поборника религиозной свободы. Поэтому он просто вызвал еврейских лидеров и спросил почему они оставили своего Бога и жертвоприношения Ему. Он ждал что ему ответят «не может быть жертв без Храма» и был готов милостиво разрешить евреям построить Храм заново. Конечно нашлось немало энтузиастов. Вот что пишут христианские хронисты:
Евреи пришли в состояние неописуемого возбуждения. Они трубили в бараний рог и были исполнены радости (Ефрем Сирин)
Евреи стали столь надменны что люди кругом задумались а не исполнились ли их пророчества. Они стали свысока разговаривать с христианами как будто их царство уже восстановлено (Руфин Аквилейский)
Юлиан никогда не решился бы на этот проект без активной еврейской поддержки. Нашлись евреи которые собирали деньги, закупали материалы и начали производство храмовых сосудов. Во главе строительства Юлиан поставил своего человека, Алипия из Антиохи, но территорию Храмовой горы расчищали от развалин евреи и некоторые даже специально поднялись в Эрец Исраэль.
Однако далеко не всех евреев предложение императора обрадовало. Евреи уже триста лет как жили без Храма и за это время появился совершенно новый иудаизм с синагогами и раввинами. Отдавать свою власть и влияние последние совершенно не собирались. И потом евреи в Римской империи привыкли к тому что императоры меняются часто и воцарившийся имеет обыкновение преследовать фаворитов предыдущего.
Вот что пишет крупный римский историк Аммиан Марцелин, бывший большим фанатом Юлиана:
… в надежде продлить память о своем царствовании великими делами, он [Юлиан] планировал восстановить великолепный храм в Иерусалиме, не считаясь для этого ни с какими затратами… он поручил это дело Алипию из Антиохи бывшему вице-префектом Британии. И хотя Алипий взялся за дело с энергией и губернатор провинции ему помогал, страшные огненные шары взрывались то и дело взрывались на месте строительства и делали само это место недоступным для работников, некоторые из которых сгорели заживо. Так как это делало строительство невозможным, оно прекратилось.
И Руфин, который никаким фанатом Юлиана не был, тоже упоминает о пожарах на месте строительства. Он сообщает что в одну из ночь произошло землетрясение и между двумя уже построенными портиками вспыхнул пожар. Другие очевидцы оставили похожие описания. Возможно в руинах скопились газы, которые и вызвали пожар, а возможно поджог устроили христиане – таков был их излюбленный метод борьбы с восстановлением языческих храмов.
В 363 Юлиан погиб при осаде Ктесифона, столицы Сасанидского Ирана. Его преемники были христианами и совершенно не собиралсь помогать евреям восстанавливать Храм. Многие начинания Юлиана были положены «на полку».

Leave a Comment