Гади Сагив, перевод мой
из журнала «Сгула»
Летом 1873 адмор карлинского хасидута рав Ашер Перлов скончался в городе Столин. Ему было всего 46 лет и он оставил после себя дочь от первого брака и долгожданного сына от третьего. Его последователи тут же объявили главой хасидута этого самого сына по имени Исроэль, которому не было еще пяти лет.
Исраэль Столинский был самым младшим из всех ребе коронованных детьми, но был не единственным и даже не первым. Хасиды называют такого ребе-ребенка арамейским словом «йенука», что означает младенец еще не отлученный от груди. Такое случалось нечасто, но каждый раз вызывало ожесточенные споры. Из этих случаев мы можем извлечь некоторые уроки о хасидских дворах и механизмах их руководства.
Основатель хасидизма Бааль Шем Тов не происходил из какого-то суперзнатного рода и передал руководство движением не своему сыну, а своим ученикам – Дов Беру Магиду из Межрича и Пинхасу Шапира из Кореца. Но начиная с 1780-ых годов руководство хасидизмом становилось все более и более наследственным.
Вне хасидизма тоже существовали раввинские династии, но там делался упор на накопление интеллектуального капитала и общий престиж. Хасиды же считали что святость передается от отца к сыну божественными провидением, без каких-либо усилий со стороны сына. В этом они походили на классических монархистов с их божественным правом королей. Так Людовик XIV, будущий Король-Солнце, был коронован в пять лет, то есть в том же возрасте что Исроэль Столинский. Хасидская склонность относиться к ребе как монарху сделала движение мишенью для критики. В глазах критиков руководство по династическому (а не меритократическому) принципу усиливало неравенство в еврейском обществе и превращало адморов в авторитарных и никому не подотчетных хозяев жизней и душ рядовых хасидов.
Хотя с династической точки зрения короновать ребенка было поступком абсолютно логичным, тут же вставал вопрос – а кто обязанности Ребе выполнять будет? Как правило, за такой коронацией тут же начиналась подковерная борьба. В 1881 умер ребе Шая Мешулам Зуся Тверский из Чернобыля и хасиды тут же короновали ребе его сына, одиннадцатилетнего Шломо Бенциона. Но нашлась фракция которая осталась этим недовольна, во главе с дядей Шломо Бенциона, Барух-Ашером. Эта группа написала коллективное письмо самому уважаемому из Тверских, рабби Аврааму из Триска. Вот что там сказано:
Собрались пустые глупые люди, всякие невежды и ремесленники. Они собрались осквернять Имя Всевышнего публично, устроили сцену и посадили на трон цадика сына покойного, маленького мальчика, который еще ни разу не вызывался к Торе и никого не обучал.
Его бесценная душа, высеченная из святого карьера, потеряна среди дураков, которые перепутали его с его отцом, давали ему пожертвования, отвели на святую могилу и начали спрашивать совета, а он не знал что им отвечать. Как сказано «Говорят куску дерева – ты отец мой» (Иермиягу, 2:27).
Он не дают мальчику учить закон чтобы он шел правильным путем и шел по стопам своих праведных предков чтобы когда-нибудь достичь их уровня. Вместо этого они его запутывают и не оставляют в покое. Они разрушают драгоценную душу, избави Господи.
Даже с нашим ограниченным видением нам ясно как скорбят об этом в раю его святые предки… Всю свою жизнь они посвятили освящению Божьего имени и укреплению веры в Него в сердцах сынов Израиля, чтобы простые люди приходили к людям мудрым и ученым за точными и выверенными советами. А теперь наши глаза видят маленького невежественного мальчика на посту руководителя и вера наша может пошатнуться от отсутствия прочного фундамента, не дай Бог.» (Подлинник хранится в Национальной Библиотеке Израиля)
В этом письме перемежается (возможно даже искреннее) беспокойство о развитии ребенка на которого взвалили взрослую ношу с весьма прямыми намеками что ребенок не может выполнять взрослые обязанности. Он не может отвечать на вопросы хасидов и они берут его, свои квитлы (записочки) и со всем этим прутся на могилу предыдущего ребе. Хотя начинающие ребе регулярно молятся на могилах своих святых предков, здесь это представлено как свидетельство неспособности ребенка вообще возглавлять хасидут.
Кроме того назначение ребенка на пост главы хасидута открывало дорогу для всяких злоупотреблений тем людям кто был к нему близок и мог им управлять. (В нееврейской истории тоже полно таких примеров). Мать наследника автоматически становилась влиятельной фигурой. После того как Менахем Нахум из Тальны наследовал своему деду, газета «Хамелиц» за июнь 1883 жаловалась:
С тех пор как умер святой рабби Давид, из нашего города (Тальны) ушел мир. Он вел свою паству мудро и никто не строил никаких козней, даже если кто-то шептался у себя в шатре. Он знал как управлять терпимо, чтобы люди не ссорились… Теперь наша община похожа на другие общины Яакова… Нет конца распрям и сварам.
И все потому что святой ребенок сидит на троне своего деда, а управляет им реб Яаков, сын сестры покойного ребе. Так как мальчик еще мал, нами правит женщина, а именно его мать. Простолюдины поклоняются малому ребенку в пеленках и готовы разодрать как рыбу любого кто отказывается слушать лепет наследственного святого как некую истину.
Что же заставляло хасидов короновать ребе маленьких мальчиков? Прежде всего придворные интриги. Часто случалось что йануку назначали чтобы не назначили другого кандидата, по тем или иным причинам неугодного или неподходящего. Так, Исраэля из Столина назначили так быстро чтобы это место не занял его единоутробный старший брат. Экономические вопросы тоже играли роль. Быть главой хасидута не только почетно, но и доходно. После смерти ребе его вдова оставалась без средств к существованию, а если малолетний сын стал ребе, то и матери при нем можно было не бояться нищеты. И наконец многие хасиды искренне считали что благодать ребе передается по наследству. Сами ребе тоже так считали. В Столине рав Ашер Перлов так ждал наследника, что когда мальчик родился, ему тут же стали приписывать экстраординарные способности и ждать от него невиданных чудес. И Давид Тверский из Тальны, когда умер его единственный сын, все надежды перенес на внука и готовил своих хасидов к тому что именно внук должен ему наследовать.
Исидор Кауфан, “Портрет мальчика из йешивы”