Посиделки с Клио

Мемуары миссис Вигор

Стало мне интересно и я полезла искать кто такая миссис Вигор, которой Бригитта-к-тому-времени-Ренат рассказала о своем пребывании в плену в джунгарском ханстве. Начнем с того, что на тот момент англичанка жила в Петербурге под другой фамилией. Итак Джейн, в девичестве Гудвин. Дочь священника, родилась в 1699 году. В 1718 вышла замуж за Томаса Уарда. В 1728 Уард был назначен послом в Россию и Джейн последовала за ним. Уарда сопровождал его секретарь и заместитель, Клод Рондо, рожденный в Англии сын гугенота — эмигранта из Франции. В 1731 Уард умер в Петербурге и Рондо унаследовал его пост и женился на его вдове, Джейн. Он с энтузиазмом взялся за дело, а быть послом при дворе Анны Иоанновны было куда как непросто. Джейн активно участвовала в придворной жизни и даже сумела расположить к себе деспотичную и недоверчивую императрицу. В 1739 году умер уже Рондо и беременная Джейн решила вернуться на родину. Так как дело было зимой, решили ехать на санях, это было самое удобное. Вместе с Джейн в санном обозе оказался некий Вильям Вигор, квакер, коммерсант, представитель ливерпульского торгового дома в Петербурге. После долгого плавания по маршруту Мемель-Кенигсберг-Данциг-Ганновер, они добрались до Англии и обвенчались. Ребенок Джейн умер через три недели после родов.
Пока Джейн жила в Петербурге (11 лет), она регулярно писала родственникам и друзьям. Эти письма были собраны и опубликованы под названием “Письма одной дамы, которая жила в России, своей подруге в Англию”. Их опубликовал Gentleman’s Magazine. Эти письма в обществе называли “письма леди Рондо”, потому что пока она жила в России она носила фамилию второго мужа. Вообще-то, так как Джейн была дочерью священника и женой коммерсанта, ей полагалось обращение “миссис”, а не “леди”. В 1776 письма вышли в переводах на немецкий, французский и голландский. В 1777 вышло второе английское издание. В 1836 письма наконец были переведены на русский и вышли в очень цензурированном и урезанном виде, а в 1874 — без купюр. После смерти Джейн вышло еще 11 писем найденных в ее бумагах. Там описывалась жизнь при дворе императора-мальчика Петра II.
Об Анне Иоанновне Джейн писала: “Она не кажется ни красивой, ни утонченной и ее ум еще не проявил никаких блестящих качеств. Она очень серьезна, мало говорит и никогда не смеется… мне кажется ее серьезность является следствием того, что ей просто нечего сказать. Позднее она описывала императрицу как “крупную женщину, выше всех кавалеров при ее дворе. у нее прекрасная фигура, плавные и размеренные движения и величественная осанка. Но лицо ее пугало всех и внушало отвращение тем, кому она была ненавистна.” Джейн была на свадьбе Анны Леопольдовны и Антона Ульриха Брауншвейгского. Про жениха она записала “Он выглядел как жертва на заклание”. Ее слова оказались пророческими.
 

Leave a Comment