Посиделки с Клио

Зачем нужен фотошоп?

Лесли Гинспарг Клайн
Недавно я с интересом открыла новую биографию рабанит Вихны Каплан изданную издательством Фельдхайм. Рабанит Вихна Каплан привезла идеи Сары Шенирер через Атлантику в середине тридцатых годов прошлого века и основала Бейс Яаков в США. Бейс Яаков занимает далеко не последнее место в ряду моих научных интересов. Листая книгу, наткнулась на фото сделанное где-то в сороковые годы и испытала неприятное чувство дежа вю. Фото изображало группу учениц Бейс Яаков с книжками за столом в саду. Где-то еще я видела эту фотографию, но что-то было явно не так. И тут я поняла что фотография в книге отофотошоплена.
На оригинальной фотографии на девочках блузки и платья с короткими рукавами. На более новые версии рукава до запястий. Я полезла в свой архив и нашла оригинал. Оригинал был опубликован в памфлете посвященном сбору средств изданном в начале сороковых годов. А дальше, как говорится, «найдите десять отличий» и я их нашла. Рукава удлинились, вырезы исчезли, юбки стали длиннее на десять сантиметров. Даже у замужней женщины с покрытой головой закрасили пару прядей выбившихся из под головного убора.
Тот, кто отофотошопил эту фотографию, не один такой оригинал. Это далеко не единственный пример когда в харедимных изданиях фотошопят фотографии чтобы одежда персонажей соответствовала сегодняшним ультраортодоксальным понятиям о скромности. В своей книге «Изменить навечное: как харедим переписывают свою историю» историк Марк Шапиро приводит примеры множества фотографий (и текстов) раввинов и законоучителей, которые по разным причинам изменили их ученики и последователи. Например фотография Менахем-Мендла Шнеерсона в бытность его студентов берлинского университета. Но оригинальной фоторграфии будущий Ребе без головного убора, на последующих версиях ему пририсовали кипу. Это решение было принято кем-то из американских хабадников хотя любой человек имеющий представление о жизни евреев в Германии начала века прекрасно знает что фотографироваться с кипой на голове для фотографии в личном деле там бы просто не разрешили. Отсутствие на Ребе кипы совсем не признак вольнодумства.
Книга Шапиро про раввинов, но с фотографиями женщин происходит то же самое. Мужчинам перекрашивают костюмы и шляпы в черный цвет. Женщинам закрашивают вырез и удлиняют юбки и рукава.
Практика переписывать и фотошопить прошлое проблематична с какой стороны не посмотри. Тора учит нас «от лжи отдаляйтесь» (Шмот, 23:7). Тора не замаличвает грехов и провалов самых великих людей нашего народа. Понтяно что Книга Книг не учебник истории, но там нет никакой попытки приукрасить прошлое и за уши притянуть его к стандартам настоящего. Тора описывает грехи, ошибки и пороки разных людей – великих и не очень – чтобы научить нас что люди способны меняться, исправляться и расти над собой. Как писал Шимшон Рафаэль Хирш, если бы Тора описывала праотцов как людей перфектных, без страстей и сомнений, «их добродетель восприняли бы как результат какой-то особо высокой природы, как что-то не выстраданное, не заработанное и даром полученное и уж во всяком случае не пример которому обычный человек может даже надеяться подражать». Вместо этого, продолжает рав Хирш, «Тора не прячет от нас ошибки, недостатки и слабости наших великих людей».
Однако некоторые группы в харедимном обществе этих ценностей не разделяют. Историю заменило то что рав Эммануаэль Фельдман метко назвал «жития гдолим» (вспомним ныне забытый термин «Лениниана» — примечание переводчика). «Там больше адженды чем фактического контента, мало объективности зато много поклонения и всё это создало новый жанр который могут серьезно воспринимать лишь наиболее доверчивые и наивные». Его брат, рав Аарон Фельдман, глава балтиморской йешивы Нер Исраэль, написал так что эти «жития» не описывают «тяжелый душевный труд, слезы из глаз и кровь из сердца которыми эти праведники заплатили за свой статус мудрецов и учителей поколения».
Визуальные образы имеют огромное значение. Выдавать желаемый образ за аутентичной это так себе способ передать историю. Конечно Бейс Яаков сороковых это не то же самое что сегодняшний Бейс Яаков. Стандарты скромности тогда были другими. Большая часть замужних ортодоксальных евреек не покрывала волосы полностью. Школьницы носили носки на голые ноги, короткие рукава и юбки до колена. Таковы факты. Замалчивать это значит игнорировать то что люди могут меняться – к худшему или к лучшему, в зависимости от вашей идеологии.
Подобного рода цензура саботирует задачу рассказать о масштабе достижений рабанит Каплан. Так же как ее наставница Сара Шенирер, рабанит Каплан принимала в свои школы всех еврейских девочек, независимо от уровня религиозности семьи и самой девочки. И с этой точки помогала им расти. Ученицы Вихны Каплан рассказывали что они ни разу никому не сделала замечания за неправильную одежду. Она просто учила личным примером. Со временем ей много чего удалось. Все больше и больше учениц Бейс Яаков начали одеваться по харедимному стандарту. Сегодня уже сложно себе представить что-то многие ученицы Бейс Яаков не закрывали локтей и коленей. Отофотошопленная картинка сводит на нет достижения рабанит Каплан и в какой-то мере достижения всех американской еврейской ортдокосии, которая становилось все более соблюдающей с каждым следующим поколением.
Зачем же люди занимаются такими неблаговидными делами как фотошоп исторических фотографий? Я слышала и два объяснения и оба не выдерживают никакой критики. Во-первых, не хорошо печатать «нескромную» фотографию. Ладно, Вихне Каплан эта фотография нескромной не показалась, раз ее (фотографию) напечатали в памфлете для показа потенциальным благотворителям и спонсорам. Хотите быть благочестивее рабанит Каплан – ради Бога. Не печатайте фотографию вообще. Это однозначно лучше чем внаглую врать своим читателям.
Второе что я слышала это что увидев фотографию, девочки могут запутаться, что фотография в аутентичном виде будет поощрять привычку нескромно одеваться. Возможно эти опасения не лишены оснований, но никто не обещал что будет легко. Еврейская история может научить подростков критическому мышлению, пониманию ньюансов и изменений, а так же сложностей жизни, культурных и религиозных. Но цензоры идут легким путем и фотошопят картинку вместо того чтобы отвечать на неудобные вопросы.
Изучение истории может углубить религиозные ценности. Еврейская история многому может научить нас о нашем прошлом и о фундаменте на котором стоит нынешняя еврейская религиозная жизнь. Поэтому так важно сохранять ее аутентичность, со всеми ее взлетами, падениями и неудобными точками между взлетами и падениями.

Leave a Comment