Помните «Чай Высоцкого, сахар Бродского, революция Троцкого»?
Статья про чайную династию и ее основателя из журнала «Сгула»
Сара Джо Бен Цви и Леонид Лифлянд, перевод мой
Калонимус Зеев Высоцкий родился в 1824 в городе Старые Жагоры Ковенской губернии. Учился в талмуд-торе, дома ему преподавали арифметику, новую историю и русский язык. В юности примкнул к протосионистскому движению Хибат Цион. В восемнадцать лет женился на Кейле Цивье Абрамсон. По обычаю тесть три года содержал молодую семью пока Калонимус Зеев учил Талмуд, в том числе полгода в знаменитой воложинской йешиве. После этого Калонимус Зеев занялся торговлей зерном, но потерпел неудачу. Потом они с тестем и еще несколькими другими евреями с благословения царских властей основали сельскохозяйственный кооператив. Это была одна из безумных идей Николая I – приучить евреев работать на земле и таким образом превратить их в образцовых подданных. Группа в которую входил Высоцкий получила надел недалеко от Динабурга (потом Двинск, ныне Даугавпилс), но и эта затея провалилась – почва была для земледелия непригодна. Калонимус Зеев подался в Москву не имея официального разрешения там жить. Ему удалось устроиться приказчиком к знаменитому предпринимателю и пионеру чайного дела в России Петру Кононовичу Боткину (сын Петра Кононовича Сергей стал знаменитым врачом и организатором общественного здравоохранения, а внук Евгений лейб-медиком последних Романовых и был вместе с ними расстрелян). В середине девятнадцатого века чай из предмета роскоши превратился в популярный напиток доступный даже беднякам – благодаря тому что в Индии, на Яве и на Цейлоне его начали возделывать в промышленных масштабах, на экспорт. Калонимус Зеев начал с того что торговал чаем вразнос. Он не только работал на Петра Боткина, но и был вхож к нему в дом, а в доме этом собирались все культурные и интеллектуальные сливки тогдашней Москвы, так как Боткин был щедрым благотворителем и меценатом. Здесь Калонимус Зеев столкнулся с русской культурой в самом высоком смысле этого слова и она его очаровала. Чтобы легче было общаться он сменил имя с «Зеев» на «Вольф» и стал именоваться Вольфом Янкелевечем. Его русским коллегам и заказчикам и это было слишком большой экзотикой и они называли его Василием Яковлевичем. Погрузившись в русскую культуру, веры предков Вольф Высоцкий все же не оставил. У них с Кейлей-Цивьей было четверо детей – Хана-Либа, Либа-Мирьям, Рахель-Фрейда и Давид. Девочек учили на дому по программе женской гимназии, а Давида отдали в гимназию и в плане учебы отец строго с него спрашивал. После смерти своего наставника и покровителя Высоцкий открыл свое чайное дело в Москве где-то около 1858 года.
Иероглиф для обозначения чая был один и тот же по всему Китаю, но произносился по разному в северных и южных провинциях. Чай из северных провинций, который отправляли посуху в Среднюю Азию и на Ближний Восток назывался «ча». Чай из южных провинций, который отправляли морем в Европу назывался «те». Так и пошло. В арабском, фарси, хинди, в тюркских языках и в русском – чай. В западноевропейских языках и в языках малайского архипелага – те. В начале 1860-ых российское правительство сняло запрет на импорт чая по морю, Высоцкий поставил на морские перевозки – и не прогадал. К концу 1880-ых он стал купцом первой гильдии.
Высоцкий и К была семейным делом. Понятно, что некоторых членов семьи оформляли как служащих компании просто чтобы их не выгнали из Москвы (при Александре III c этим стало строго). В документах компании мелькают все три зятя — Осип Цейтлин (муж Ханы-Либы), Осип Гавронский (муж Либы-Мирьям) и Рафаэль Гоц (муж Рахель-Фрейды). Начиная с 1900 чайная фабрика Высоцкий занимала внушительное здание спроектированное архитектором Романом Клайном. Располагалось оно недалеко от Казанского вокзала, откуда поступало сырье. К 1915 на фабрике было занято 1500 человек, среди них немало женщин, а всего в компании – более двух тысяч человек. Кроме собственно фабрики на «кампусе» располагались общежития для холостых и незамужних рабочих и работниц, баня, поликлиника и сберкасса. В начале двадцатого века неподалеку открылась бесплатная библиотека.
Высоцкий стал одним из первых чаеторговцев который стал массово закупать лист в Индии и на Цейлоне, вдобавок к более знакомым потребителям китайским сортам. В лаборатории постоянно изучали новые сорта чая и создавали новые смеси. Все знали что очередная чайная новинка первой появится у Высоцкого. Впоследствии компания выкупила собственные плантации в Индии и на Цейлоне.
Вольф Высоцкий не забыл свою сионистскую юность и уже будучи миллионером окружил себя сионистами и активно им помогал. Например он учредил премию имени Нахума Соколова за выдающиеся достижения в еврейской журналистике и публицистике. Он финансировал литературный журнал на иврите под названием «Ха-Шилоах». В 1896 редактором этого журнала стал Ашер Гинцберг, известный нам как Ахад Гаам. Ахад Гаам был большим вольнодумцем и не соблюдал ничего. Это обеспокоило младшего зятя Вольфа Высоцкого, благочестивого и ученого Рафаэля Гоца. В письме он предупреждал тестя что Ахад Гаам со своими штучками превратит журнал в рассадник ереси и радикализма. Тогда Вольф написал Ахад Гааму чтоб ни-ни и получил почтительный ответ с обещанием уважать религиозные чувства. Очевидно свое обещание Ахад Гаам сдержал, потому что стал в доме Высоцких своим человеком, а когда Вольф умер и было вскрыто его завещание, выяснилось что душеприказчиком назначен именно Ахад Гаам. Уже после смерти Вольфа Высоцкого Ахад Гаам заведовал лондонским и тель-авивским отделениям компании.
На деньги Высоцкого была построена новометодная школа в Белостоке, он щедро помогал Обществу распространения культуры среди евреев и Обществу поддержки бедных студентов. Отдельную статью в бюджете составляли сионистские проекты. Высоцкий поддерживал Еврейский Национальный Фонд покупавший земли в Палестине и религиозное общество Поддержки Еврейских Ремесленников и Крестьян на Святой Земле со штаб-квартирой в Одессе. По завещанию он раздал на благотворительность более миллиона рублей. Его наследники продолжили его традиции и их рука тоже всегда была открыта.
В 1885 Вольф Высоцкий посетил Палестину как представитель Ховевей Цион. Он провел там три месяца. Детально ознакомился жизнью с трудом держащихся на плаву еврейских сельскохозяйственных поселений (Петах Тиквы, Ришон ЛеЦиона, Гедеры), подробно расспрашивал халуцим. В 1893 он дал десять тысяч франков на строительство школы в Яффо и столько же на покупку земли и сельхозтехники. Во всем что касалось оформления документов на землю, Вольф Высоцкий был ужасным занудой потому что знал что в таком деле чреваты небрежность и невнимание к формальностям. В 1908, уже после его смерти, по его завещанию передали двести тысяч рублей на строительство Техниона в Хайфе.
Последние годы Вольфа Высоцкого были омрачены тем что многие его внуки не хотели слышать ни о еврейской традиции, ни о сионизме и стали активными эсерами. Он умер 12 мая 1904 года и его похороны на Дорогомиловском еврейском кладбище в Москве собрали огромную толпу. К сожалению, это кладбище было разрушено во время реконструкции Москвы в конце 1940-ых годов и могила Вольфа Высоцкого не сохранилась.
По мере того как его отец старел, Давид Высоцкий брал на себя все больше и больше обязанностей по руководству компанией. В 1918 компания была национализирована большевиками и попала под управление нового советского органа под названием Центрочай. В июне 1918 Давид Вульфович и его семья эмигрировали в Париж через Одессу и Стамбул. Туда же за следующие несколько лет подтянулись семьи его сестер – Цейтлины, Гавронские, Фондаминские и Гоцы. Некоторые из молодого поколения уже успели хлебнуть советских тюрем как эсеры. Империя Высоцких устояла на финансовых ногах благодаря вкладам в европейские банки и земельной собственности в европейских странах. Они ударились об землю как феникс и основали новую компанию, но этот раз со штаб-квартирой в Лондоне. Чаеразвесочная фабрика разместилась в Вольном Городе Данциге, который в период между двумя мировыми войнами не принадлежал ни Германии, ни Польше, а находился под управлением Лиги Наций. Кроме чая на фабрике производили какао, а сырье – чайные листья и какао-бобы – исправно поступали через порт. Оттуда чай Высоцкого – символ навсегда ушедшей жизни до войн и революций – развозился в Польшу, Германию, Прибалтику, Турцию, Палестину и многие другие страны.
1 сентября 1939 началась война и очень скоро Данциг оказался под немецким контролем. Евреи тут же потеряли всю собственность и все права. В гетто Лодзи арестовали директора данцигской чаеразвесочной фабрики Шолома Сайдлера (в статье написано что он был женат на одной из внучек Вольфа Высоцкого, но на какой я не нашла). Английская часть семьи начала обивать официальные пороги в Лондоне с просьбами разрешить Шолому въехать в Палестину где уже жил его сын Шимон. Высокие чины в Форин-офисе отфутболили просителей в министерство колоний, а те не соизволили отреагировать. Шолом Сайдлер остался в Польше и погиб.
В Палестине чай Высоцкого появился еще когда она была оттоманским владением. Несколько волн алии из России привезли с собой культуру русского чаепития, самовары, подстаканники и рафинад в кубиках. Ахад Гаам, долгое время возглавлявший лондонский офис, в 1922 навсегда поселился в Палестине и возглавил офис тель-авивский. В этом качестве он оставался еще пять лет, до самой своей кончины. За эти пять лет он успел открыть маленькую чайную фабрику в центре только что построенного Тель-Авива. В 1948 штаб-квартира компании переехала из Лондона в только что основанное Государство Израиль и ее возглавил Шимон Сайдлер. В 1949 с большой помпой отметили столетие семейного дела, хотя в 1849 году родоначальник еще не был никаким чайным королем, а был обычным приказчиком в предприятии Петра Боткина. В 1957 Шимон Сайдлер умер и компанию возглавила его вдова Ида.
1) Вольф Высоцкий
2) Реклама
3) Ида Сайдлер
4) Листовка для солдат, 1967. На ней изображен английский танк Центурион составлявший тогда бОльшую часть танкового парка Армии Обороны Израиля. Написано что чашка горячего ароматного чая услада для танкистаи потому в танке есть специальная развилка чтобы подключить электрический чайник. Будь сильным и отважным!
5) Осип Цейтлин и Давид Высоцкий пьют, как ни странно, кофе. Художник — Леонид Пастернак.