Гербен Загасма, перевод мой и после трех звездочек мое
Среди десятков тысяч иностранцев сражавшихся в интербригадах было непропорционально много евреев и евреек. Но можем ли мы сказать что ими двигала специфически еврейская мотивация? Или их присутствие отражало лишь тот факт что среди коммунистов и социалистов евреев было диспропорционально много? Но что же тогда объясняет создание роты им. Нафтали Ботвина – еврейское соединение в составе польской интербригады Домбровского в декабре 1937?
Многие труды о еврейских волонтерах в Испании не только упоминают о том как их было много, но и рассматривают их участие сквозь призму Катастрофы. Так как союзниками Франко были Гитлер и Муссолини, борьба еврейских добровольцев презентуется как первый (хронолигически) акт еврейского сопротивление фашизму и фашистскому антисемитизму. На фоне обсуждений реакций и поведения евреев, большая часть литературы на тему вписывает еврейских интербригадистов в нарратив сопротивления. Основная цель – опровергнуть миф о еврейской пассивности перед нацистской угрозой.
История роты им. Ботвина должна рассматриваться в контексте еврейского участия в коммунистических и социалистических движениях. И существует еще один важный аспект – антисемитские стереотипы о «еврейской трусости». У этих стереотипов длинная история и в контексте Польши напирали на массовое нежелание евреев идти в польскую армию. Итак, что мы имеем – бригаду им. Домбровского, в ней батальон им. Палафокса, в нем пять рот, одна из них еврейская, им. Нафтали Ботвина. Идея была уравнять евреев в правах и обязанностях с поляками. В новое время если еврей шел в нееврейскую армию, это было признаком эмансипации, выхода из гетто.
У нас нет достаточно оснований говорить об особой категории еврейских интербригадистов, чьей мотивацией было еврейское национальное самознание. Но мы не можем вникнуть в их опыт, во время гражданской войны или после оной без изучение двух мифов которые над ними (как и над всеми евреями) нависали – мифа о еврейской трусости и мифа о еврейской пассивности в Катастрофу. Возможно, что в Испании еврейские добровольцы так и не сошлись в бою с будущими убийцами своего народа, но они воевали с антисемитским стереотипом еврея как труса. Рота им. Ботвина – лишь один из примеров того, как оказавшись вне стен гетто, евреи распорядились своей свободой себя проявить.
Ян-Генрик Домбровский – польский генерал, участник восстания Костюшко, организатор польского восстания против Пруссии в 1806.
Хосе-Ребальедо де Палафокс – испанский генерал, успешно оборонял Сарагосу от наполеоновский войск
Нафтали Ботвин – коммунист, казнен польскими властями в возрасте двадцати лет за то что застрелил провокатора (Нашли, главное, героя. Назвали бы в честь Берека Иоселевича, что ли. Вот там действительно герой, получивший офицерский чин, еврей успешно сражавшийся за польскую независимость. Что показательно, о Береке Иоселивиче я узнала из книжки Леона Юриса «Мила, 18». Там ГГ, сын хасида, мечтает стать офицером, но еврейских ролевых моделей у него не густо, один только Берек Иоселевич)
Батальон им. Палафокса был сформирован 28 июня 1937. В нем было пять рот, вторая им. Ботвина. На знаменах был написан девиз бригады Домбровского «За нашу и вашу свободу» на идиш, польском и испанском. Гимн роты написал Олек Нусс, который оправился от ран полученных в бою в Испании только для того чтобы его выгнали во Францию и там выдали нацистам.