3 января 1946 был повешен Вильям Джойс, главный англоязычный пропагандист на государственном радио нацистской Германии. Что же привело его к такому концу?
Вильям Джойс родился в Нью-Йорке в 1906 в семье родителей-иммигрантов (отец из Ирландии, мать из Англии). Когда Вильяму было три года, семья вернулась в Ирландию и стали жить в городе Галвей. В 1921 подростка взяли курьером в английскую армию (брать несовершеннолетних было повсеместной практикой). Во время одной из стычек из боевиками IRA Вильям Джойс чуть было не погиб.
Родители послали его учиться в Англию и в колледже и там Вильям увлекся фашизмом. Тут ему снова не повезло – в драке с коммунистами получил бритвой по лицу, остался шрам. Наряду с учебой продолжал «делать карьеру» в Британском Фашистском Союзе Освальда Мосли, куда вступил в 1932. Снискал славу блестящего оратора, его везде приглашали. Но когда Вильям Джойс проиграл Освальду Мосли место фашистской партии в лондонском городском совете, он с треском ушел из Британского Фашистского Союза и основал свою партию, Национал-социалистическую Лигу, куда более пронемецкую и антисемитскую. Но даже в основанной им самим партии Джойс не удержался и с горя запил.
В конце августа 1939 выехал на постоянное жительство в Германию, но перед этим успел получить английский паспорт. Если бы Вильям Джойс знал что этот паспорт будет стоить ему жизни… После интервью с Геббельсом и проб на радио, он получил свою собственную радиопрограмму на английском языке под названием «Говорит Германия». Геббельс и его министерство позарез нуждались в иностранных фашистах, которые могли бы разговаривать с союзниками на их языках и Вильям Джойс был идеальным кандидатом на такую работу.
Сначала главной целью Джойса было посеять у английского народа недоверие к своему правительству. Он убеждал своих слушателей в том, что английский рабочий класс угнетен средним классом в союзе с еврейскими банкирами. Он подавалось в форме диалога между условным Шмидтом и условным Смитом. Немецкий коллега Джойса выступал как Шмидт, а он сам как Смит. Во время таких диалогов на английское правительство, государственный строй и образ жизни выливались тонны помоев.
«Вся система английской так называемой демократии это сплошной обман. Это сложная система призвана одурачить людей и внушить им, что они выбирают тех, кто будет править от их имени. На самом же деле эта система делает так, что у власти оказываются одни и те же люди, из одного и того же класса – пусть и под другими именами. Ваша страна контролируется владельцами газет… оппортунистами… людьми типа Черчилля.»
Патетический и театральный стиль Джойса разительно отличался от сурового и несколько пуританского стиля Би-Би-Си и его программа стала настоящим хитом. Британская пресса наградила его титулом «лорд Гав-гав». К 1940 году программу «Говорит Германия» регулярно слушало шесть миллионов англичан и еще 18 миллионов от случая к случаю. Геббельс был весьма доволен. В своем дневнике от отмечал что докладывал фюреру об успехах Вильяма Джойса.
В первый год войны Джойс был занят очернением английского правительства и образа жизни, но после того как немецкая армия весной 1940 заняла Данию, Норвегию и Францию, тон его передач сделался не насмешливым, а угрожающим. Он восхвалял мощь вермахта, угрожал Англии вторжением и призывал англичан сдаваться. Лучшего способа подвигнуть англичан к сопротивлению, лучшей мотивации сражаться Джойс не мог бы им предложить, даже если бы захотел.
Всю войну Джойс продолжал вещать, постепенно теряя слушателей. Радиостанция переезжала из города в город чтобы укрыться от бомбежек авиации союзников и эти переезды становились все чаще. Конец войны застала Вильяма Джойса в Гамбурге, где англичане взяли его в плен 28 мая 1945. Его привезли в Англию и судили за предательство. Вот тут то нашему антигерою и вышел боком английский паспорт. Обвинение доказывало что раз он имел этот паспорт с 10 сентября 1939 по 2 июля 1940, он был английским подданным и в качестве такого имел в отношении Англии обязательства. Служа немцам в это же время, Вильям Джойс нарушил эти обязательства и заслуживает быть повешенным за предательство. Что и было исполнено 3 января 1946 на территории тюрьмы Уадсуорт.