Пост в трех частях об удивительной религиозной общине провозгласившей частью своей доктрины равноправие мужчин и женщин и о двух не менее удивительных женщинах с ней связанных.
Жан де Лабади (1610-1674) – основатель общины. Родился в католической семье близ Бордо. Стал священником, вступил в орден иезуитов. Однако его часто посещали видения, он много думал о личном диалоге с Богом и мало о дисциплине и послушании и в 1639 году оставил орден. Был приходским священником в Тулузе, проповедовал социальную справедливость и отказ от соблазнов богатства и этим нажил себе много врагов, как коллег-священников, так и мирян.
Не найдя себе место в католической церкви, в 1650 де Лабади перешел в кальвинизм. Переехал в Женеву, где его сначала встретили с распростертыми объятиями и называли “вторым Кальвином”. Тут он начал вообще сомневаться в истинности христианства как организованной вокруг церкви религии и вместо церковных служб проводить библейские чтения в домах прихожан, за что последовали санкции. В 1666 Лабади и его сторонники переехали в Нидерланды, где уже осела похожая “реформистская” община из Валлонии, тоже франкоязычная. Сюда стекались носители всяких неприемлемых в мейнстримной церкви идей, как Антуанетта Буригнон и Ян Амос Комейский. С большим энтузиазмом де Лабади встретил религиозное возрождение у современных ему евреев по знаком мессианства Саббатая Цви (интересно что бы он про хасидизм сказал).
В 1669 де Лабади основал собственную общину в Амстердаме. Ядро его последователей, около шестидесяти человек жило в трех домах расположенных по соседству друг с другом. Собственность была в общем владении, как описано в новозаветной книге Деяния Апостолов. Даже веротерпимые голландские власти смотрели на лабадистов косо и им пришлось переехать в Альтону (тогда владения Дании, сейчас пригород Гамбурга). Там Жан де Лабади и скончался в 1674 году. Он написал много трудов из которых самый известный – “Реформация церкви ее пастырями” (1667).
После смерти де Лабади его последователи вернулись в Нидерланды и поселились во Фрисландии. Там в общину вступили три сестры Ван Арсен Ван Соммельсдайк и подарили ей свой замок. Здесь они продолжили занятия сельским хозяйством и книгопечатанием, построили свою мельницу. Один из общинников, Хенрик ван Девентер был искусным химиком и врачом и оборудовал в замке лабораторию. Какое-то время он был личным врачом датского короля Христиана V, а в Голландии был известен как один из лучших акушеров. Многие известные личности оставили записки о посещении общины лабадистов: основатель квакерской Пенсильвании Вильям Пенн, известный философ Джон Локк и герцогиня Брауншвейга София Ганноверская (Софию Ганноверскую историки вообще должны расцеловать в обе щеки. Она записывала всё и оставила ценнейшую запись о том, как она с дочерью Софией Шарлоттой устроила первый выход в европейский высший свет юному московскому царю Петру. Она же несколько десятков лет переписывалась со своей любимой племянницей Лизелоттой, а та была замужем за братом короля Людовика XIV.)
На самом пике центральная община насчитывала 600 человек, а еще много последователей обреталось на периферии. Приезжали из Англии, Италии, Польши и других стран, но строгая дисциплина не всем пришлась по вкусу. Те, кто много из себя воображали, получали самую тяжелую и грязную работу. Тут уже готовилась на всех как в монастыре и не было особого выбора кому что есть.
В новом свете стали возникать дочерние общины. Лабадистская община Ла-Провиденс образовалась в Суринаме, но их косили тропические болезни, а грузы из Голландии частенько перехватывали пираты. Главная колония во Фрисландии послала двух эмиссаров в Новую Голландию (теперь Нью-Йорк). Их звали Петер Шультер и Яспер Данкертс. Они оставили подробные записи о жизни в колониях Новый Амстердам, Чесапик и Делавер 1679-1680-ых годов, включая рисунки и нарисованные от руки карты. Колонию основали в округе Сесил (Мэриленд) и назвали ее “Богемия”. Там насчитывалось около 200 членов.
Но секта лабадистов оказалась нежизнеспособной. С 1690-ых она начала приходить в упадок. Мэрилендская коммуна исчезла к 1720-ому году, а самая главная голландская – к 1730-ому.
Основные принципы и практики:
Спасение можно достичь только истинной верой. Механическое посещение церкви не канает.
Абсолютное равноправие между мужчинами и женщинами
Удаляться от мирской роскоши (для женщин существовали специальные форменные платья – перепев с одежды голландских крестьянок)
Церковь нуждается в постоянной реформации и начинаться этот процесс должен “с головы”, то есть с клира.
Познание Бога приходит с личной молитвой и искренней верой; лучшее служение Богу – радость от самого процесса (я бы назвала это хасидут Лабади)
Все без исключение члены церкви имеют право высказываться на собраниях и преподавать слово Божие. Поэтому лучшей формой служение Лабади считал не организованную по раз и навсегда заданному образцу литургию, а библейские чтения на дому.
Посты для очищения души
Доктрина предопределения
Браки только между своими. Ради вступления в общину не грех оставить супруга или супругу.