Посиделки с Клио

Лабадисты – община обогнавшая свое время. Часть 2 из 3 — Мария Сибилла Мериан

Мария-Сибилла Мериан
(Часть 2 из 3)
(1647-1717)
Сегодня помнят за ее анатомически точные изображения растений и насекомых. Однако она была не только художницей, она была исследователем и рисунки были способом задокументировать исследования. Мария-Сибилла родилась во Франкфурте в семье известных издателей географических карт. Ее отец рано умер и ее воспитывали мать и отчим, известный фламандский художник Якоб Марль. Он специализировался на натюрмортах с тюльпанами, рано разглядел талант девочки и сделал всё чтобы его развить. Мария обучалась рисунку, живописи и гравировке. Первую свою гравюру на меди она сделала в одиннадцать лет.
Мария-Сибилла тщательно фиксировала жизненный цикл насекомых от яичка до личинки, от личинки до кокона, и от кокона к взрослому насекомому. Пока ее исследования не были обнародованы, ее современники думали что насекомые спонтанно зарождаются из мусора, так как обычно насекомые кучкуются возле именно на помойках. Эти исследования легли в основу первого атласа насекомых. То, что началось как детское хобби Марии-Сибиллы, стало делом ее жизни.
В восемнадцать лет Мария-Сибилла вышла замуж за ученика своего отчима и переехала к нему в Нюрнберг. Надо сказать, что ей очень везло на поддерживающих мужчин. Муж, сам одаренный художник, оценил ее талант и поддерживал ее во всем. У них родилось две дочери – Доротея-Мария и Иоганна-Елена. Мария-Сибилла учила их обеих рисовать и писать с самого нежного возраста. После смерти отчима он поехала во Франкфурт навестить мать и к мужу не вернулась. В 34 года, с двумя дочерьми на руках, она вступила в общину лабадистов и переехала в Голландию. В этой общине даже люди искусства и науки занимались физическим трудом. Мария-Сибилла работала в типографии, а вот времени на рисование у нее оставалось мало.
In 1695 она решила оставить общину и переехать со своими дочерьми в Амстердам, по настоящему космополитическую и культурную столицу. Она продолжала кормить себя и своих дочерей, работая художницей и издателем. Рисунки шли нарасхват, подросшие дочки потянулись за матерью и стали помогать ей в работе. В Амстердам доходили рассказы и сувениры из голландских колоний в Новом свете и ужасно возбудили любопытство Марии-Сибиллы. Она мечтала увидеть неведомых насекомых и растений в дальних странах.
В 1699 Мария-Сибилла отправилось в главное путешествие своей жизни – в Суринам, на северо-восточной оконечности Южной Америки. С ней поехала старшая дочь Мария-Доротея. Там была вполне себе колониальная экономика и привезенные из Африки рабы работали на плантациях кофе, какао и сахарного тростника. Мария-Сибилла привезла с собой три ящика холстов, кистей и красок. Она хотела исследовать природу Суринама и зарисовывать ее. Для этого она пропадала в джунглях целыми днями.
Рисунки Марии-Сибиллы сделанные в Суринаме отражают природу во всей ее дикости – птицы едят насекомых, огромные пауки едят птиц. Это уже не были прирученные цветы на столе – натюрморты ее юности. После двух лет интенсивной работы в Суринаме, Мария-Сибилла заболела малярией и была вынуждена вернуться в Голландию. Рисунки были опубликованы в сборнике под названием “Метаморфозис инсекторум суринамезиум”. Он вышел в 1705 году. В Амстердаме она продолжала зарабатывать рисованием и продажей своих суринамских коллекций. Умерла в 1717 году.

Leave a Comment