Очередной персонаж из серии «наш-пострел-везде-поспел»
Родился в 1887 в Раджанове (Польша) в семье колесника. В 1889 семья переехала в Лондон. К учению у Моше душа не лежала. Ему больше нравилось болтаться по улицам Ист-Энда в поисках приключений и случайных заработков. В 13 лет его арестовали по подозрению в карманной краже и отправили на пять лет в колонию для малолетних еврейских преступников финансируемую семьей Ротшильд. Когда юный Моше (тогда она уже часто использовал английское имя Морис) откинулся с зоны, родители увидели что сын не изменился и отправили его от греха подальше в сельскую Канаду.
Морис работал батраком на ферме в провинции Саскичеван. Пахал землю, ухаживал за скотом и нашел время научиться стрелять и играть в карты. Отработав свой контракт, отправился скитаться, показывал фокусы на передвижных ярмарках, зарабатывал карточной игрой и даже снова присел ненадолго в тюрьму. И вот тут Морис нашел совершенно неожиданный коллектив, который стал его семьей – группу китайских рабочих которые строили канадскую железнодорожную сеть. Антисоциальный, не признающий никаких правил, волк-одиночка оттаял сидя в тесном кругу у котла с экзотической едой. Дело было конечно не в еде, а в том что китайцы его приняли, дали «чувство локтя». Морис начал защищать своих друзей от произвола подрядчиков и властей хорошим английским языком, а от преступников и местной версии Ку-Клукс-Клана методом «сразу в рыло». Он вступил в основанную Сун Ятсеном организацию Тунменхой, которая имела отделения во всех странах с большой китайской диаспорой. Тунменхой была первой общекитайской буржуазной политической партией, ставила своей целью свержение монархии, установление в Китае республики, земельную реформу, женское равноправие и прочие приятные вещи. У всякой приличной политической партии должно быть военное крыло и руководство Тунменхой этим плотно занялось – собирало деньги на покупку оружия и организовало обучение добровольцев. Вот тут и пригодились таланты Мориса Коэна стрелять, драться и вести людей за собой. Еще до первой мировой он набрал и обучил роту китайцев.
На первую мировую войну Морис Коэн призвался в канадские железнодорожные войска и отправился в Европу. Успел понюхать пороху в третьей битве при Ипре, а после войны вернулся в Канаду. Работы не было и в 1922 Морис отправился в Китай. Сойдя с корабля в Шанхае, он пошел прямиком к пресс-секретарю Сун Ятсена на английском языке Джорджу (Эфраиму) Сокольскому в надежде что тот ему поможет с поисками места. Сокольский правильно оценил таланты соискателя и так Морис Коэн стал личным телохранителем Сун Ятсена. Он всегда носил с собой два нагана на случай если один откажет и получил прозвище «два нагана». Китайского языка Морис нахватался по верхам, но это проблемы не представляло потому что большая часть окружения Сун Ятсена говорили по-английски, включая его жену Сун Цинлин.
В 1925 Сун Ятсен умер и Морис продолжал работать на его преемников, закупать оружие, организовывать обучение китайских офицеров и солдат. В конце тридцатых действия китайской армии против японцев были крайне неудачными и участие Мориса в боевых действиях ограничивалось партизанскими вылазками во главе небольших отрядов. В декабре 1941 он находился в Гонконге. Японцы взяли город так быстро, что никто и опомниться не успел. Морис запихнул буквально в последний самолет вдову своего патрона Сун Цинлин и ее сестру Сун Айлин, но сам бежать не успел. Японцы схватили его и интернировали в лагере Стэнли с другими пленниками из западных стран. Два года Морис Коэн просидел в плену пока его не обменяли осенью 1943.
Морис вернулся в Канаду и женился на Джудит Кларк, хозяйке процветающего бутика модной одежды. Но ему не сиделось на месте. С 1949, когда между Тайванем и материковым Китаем стала глухая стена, он был одним из немногих не-китайцев которых принимали и слушали и в Пекине, и в Тайбэе. (В Пекине в основном благодаря Сун Цинлин, о ней ниже). Когда в Сан Франциско на заседание собралась ООН голосовать о разделе Палестины, Морис Коэн немедленно туда отправился. Изначально китайская делегация хотела голосовать против и он убедил их хотя бы воздержаться. Вечно отсутствующий муж надоел Джудит и в 1956 она подала на развод.
Морис уехал в Англию к овдовевшей сестре Лее и там прожил остаток жизни в окружении племянников и племянниц и их детей. Он умер в 1970. За гробом рядом шли представители Тайваня и КНР, забыв про политические разногласия. Сун Цинлин прислала китайскую надпись для надгробия.
* * *
Сёстры Сун — три сестры, сыгравшие значительную роль в истории Китая в 20-ом веке. Каждая из них была женой крупного политического деятеля. Согласно распространённому выражению, «одна из них любила деньги, одна любила власть и одна любила Китай». Прежде чем рассказать про среднюю, Сун Цинлин, которая любила Китай, остановимся на том чем же была уникальна эта троица сестер. Обычно пишут что они все получили западное образование и знали английский как родной. Это правда, но дело не только в этом. Одновременно с сестрами Сун западное образование получали и английский язык изучали сотни, если не тысячи молодых китаянок. Но это было девушки «из другой лиги», в основном из семей интеллигентов и небогатой буржуазии, идейные христианки которые получали образование с конкретной целью – быть миссионерками, уже тогда было ясно что нужно готовить местные кадры и на весь огромный Китай приезжих миссионерок не хватит. А отец Айлин, Цинлин и Мэйлин был несметно богат, сейчас бы сказали «олигарх». Он не просто дал дочерям западное образование, он вырастил из них настоящих светских дам, первых в Китае. Не мудрено что мужья всех троих побывали во главе страны. Муж старшей, Айлин, попремьерствовал всего полтора года, поэтому за пределами Китая его мало кто знает. А вот мужья Цинлин и Мэйлин, соответственно Сун Ятсен и Чан Кайши, оставили куда более заметный след в истории. Итак, Цинлин, или по-английски Розамунда. Родилась в 1893 в Шанхае. Училась в Wesleyan College в штате Джорджия (меня вообще удивляет что что их с сестрой, явно небелых, туда приняли. Видно отец большую взятку дал). В 1913 вернулась в Шанхай и начали работать секретаршей у Сун Ятсена. В 1915 вышла за него замуж, несмотря на возражения родителей и на что Сун Ятсен был на 27 старше. Занимала должности в партийном аппарате, курировала социальные и благотворительные проекты. Была сторонницей союза между националистами и коммунистами и выстпуала против репрессий которым Чан Кайши подверг коммунистов после смерти Сун Ятсена. В 1932 основала Китайскую Лигу Прав Человека. После победы коммунистов в гражданской войне осталась в КНР. Основала журнал «Китай сегодня», иллюстрированный пропагандистский журнал о Китае для иностранцев. Занимала разные должности уже в КНР, правда чисто церемониальные. Умерла в 1981.
* * *
Джордж (Эфраим) Сокольский родился в том же 1893 году что Сун Цинлин, в городе Утика, штат Нью-Йорк. Его отец в России был раввином, а в Америке хватался за любую работу. Джордж закончил факультет журналистики Колумбийского университета весной 1917 и отправился на первое задание – освещать революцию в России. Увиденное так его потрясло что он до конца жизни был ярым антикоммунистом. В начале 1918 ему удалось через Сибирь бежать в Китай. Зарабатывал Джордж тем что посылал статьи в американские и английские газеты, иначе говоря, перебивался с хлеба на квас. Так продолжалось до тех пор пока он не устроился в штат Сун Ятсена ответственным за связи с иностранной прессой. В 1922 женился на китаянке Розалин Фао и двери высшего европейского общества Шанхая навсегда для него закрылись. Китайских любовниц можно было иметь сколько угодно, даже появляться с ними на публике, не жениться – не моги. Розалин умерла в 1933 и больше Джордж не в брак не вступал. В 1935 вернулся в США, работал консультантом по китайским вопросам и писал статьи в разные издания. С идеологической точки зрения был «правее только стенка», например возражал против Нового курса администрации Рузвельта. В 1948 стал директором Американской Еврейской Антикоммунистической Лиги и оставался на этом посту до 1962. Активно поддерживал сенатора Джозефа МакКарти и критиковал администрацию Эйзенхауэра как слишком левую и мягкотелую по отношению к СССР. В 1954 журнал Тайм назвал его «верховным жрецом антикоммунизма». Умер в 1962 в Нью-Йорке.
1) Морис Коэн (в центре) на первой мировой, 1916
2) Сун Цинлин. Шанхай, 1920
3) С Чан Кайши, начало пятидесятых
4) С Сун Цинлин, начало пятидесятых
5) Свадьба с Джудит Кларк. Монреаль, 1949
6) Обложка книги
7) Надгробие