Публикация в историческом журнале “Сгула”
Рика Полакко и Беньямин (Вильгельм Петер) Гейман никогда не встречались, не могли встречаться. Рика жила в семнадцатом веке в Италии, Беньямин родился в 1930 в Германии. Но у них есть что-то общее – их имена появляются на перевязях закрепляющих чехол со свитком Торы. Такие перевязи были в ходу во всех европейских общинах. Везде их богато украшали и везде вокруг них возникали и закреплялись разные традиции.
Со времен разрушения Храма, свиток Торы стал одним из самых сакральных объектов иудаизма. Когда свиток поднимают над головой, все встают; если кто-то уронит свиток, он обязан поститься; отслужившие свой век свитки подлежат ритуальному захоронению. Футляр для свитка Торы – это воплощение талмудического принципа «хидур мицва», что значит «украшение заповеди». Вот что говорится в Талмуде:
«Украшай себя перед Ним исполняя Его заветы; делай в Его честь красивый шалаш, красивый лулав, красивый шофар и красивый свиток Его закона: пиши (свиток) лучшими чернилами, лучшим пером, найми для этого лучшего из писцов и оберни свиток в прекрасные шелка» (Трактат Шаббат 133б)
Самые ранние упоминания о чехлах для свитка Торы относятся к первому веку нашей эры. Вот что об этом говорится в Мишне:
Чехлы для свитков, украшенные или нет, подвержены ритуальной нечистоте – согласно школе Шамая. Школа Гилеля утверждает – неукрашенные чехлы подвержены нечистоте, а украшенные подвержены. Рабан Гамлиэль говорит – оба неподвержены (Келим, 28:4).
После разрушения второго Храма изгнание и георграфическая изоляция разных общин друг от друга породила две традиции хранения свитка. В странах северной Африки (кроме Марокко), Йемене, Ираке, Иране, Афганистане и Индии свиток помещали в деревянный шкаф с дверцами, украшенный инкрустацией. В западной Европе, а так же в Турции, в Марокко и на Балканах для свитка шили текстильный чехол. Чтобы свиток не выскользнул из чехла, придумали перевязь. На иврите она называлась «авнет», на итальянском «фаския», а на немецком – «вимпель».
Текстиль хрупкая вещь, поэтому самая ранняя сохранившаяся перевязь относится к шестнадцатому веку. Типичный размер – 19 сантиметров в ширину и почти три метра в длину. Это делалось для того чтобы обернуть свиток сверху донизу. На итальянской перевязи шестнадцатого века вышиты следующие слова: «В честь святой Торы я, Онората, жена Самуэля, своими руками вышила этот предмет в 5343 году».
Хотя в синагоге Онората, как женщина, не могла к свитку Торы даже подойти, можно сказать что своей вышивкой она заняла место непосредственно близко от сакрального объекта. Возможно Онората и другие мастерицы вдохновлялись примером из недельной главы Ваякель. Там сказано «И всякая жена, мудрая сердцем, своими руками пряла».
Почти век спустя после Онораты, в 1682-83 годах, перевязь для свитка Торы вышила Рика Полакко. Там вышито ее имя, а вокруг – нежный цветочный орнамент. Муж ее занимал высокое положение в еврейской общине Вероны. Рика вообще была большая мастерица. Она же вышила парохет – занавес для шкафа где лежал свиток Торы. Впоследствии ее сын пожертвовал парохет общине. Сейчас этот уникальный артефакт хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На нем изображен орнамент в виде медальонов и в каждом медальоне – определенный праздник или шабат. Техника в которой выполнены перевязь и парохет идентична и ясно что они вышли из под одной иглы. Во многих итальянских синагогах в литургию входило благословение «Пусть Тот Кто благословил наших праматерей Сару, Ривку, Рахель и Лею, благословит каждую дочь Израиля которая прикладывает руки к украшению Торы».
В то время как в Италии вышивали в основном женщины, в Германии это считалось престижным занятием для обоих полов. Для некоторых евреев ремесло стало фамилией – Перлстикер, Перлхефтер (Вышиватель жемчугом, Низатель жемчуга). В Праге в 1591-92 годах появился знаменитый «парохет Перлстикера». Ашкеназские перевязи для свитков Торы делались из пеленок в которые был завернут новорожденный во время обрезания. Практика зародилась в немецких землях, а потом распространилась по всей Европе. Жил в Майнце раввин Яаков бен Моше Леви Моэлин по прозвищу Махариль (1365-1427). Он собрал и кодифицировал все минхагим (обычаи) немецких евреев. Однажды его пригласили сандаком на обрезание (держать младенца). Именно он первым предложил использовать пеленки для такой святой цели. Пеленки стирали, раскраивали и сшивали в длинную перевязь. Часто на перевязи вышивали слова «Так же как (такой-то) вступил в завет праотца Авраама, пусть придет к Торе, к хупе и к добрым делам». Имя мальчика часто вышивали на двух языках – на местном и на иврите – и туда же добавляли дату рождения. На некоторых вышивали целые иллюстрации, например мужчину со свитком Торы или пару под хупой. А перевязь сделанная из обрезальных пеленок Беньямина Геймана содержит цитату «Буден отважен как леопард, быстр как олень, легок как орел и храбр как лев – при исполнении воли Отца твоего небесного» и вышитые изображения леопарда, оленя, орла и льва.
Когда в девятнадцатом веке появились синтетические краски, перевязи для свитков стали не только вышивать, но и раскрашивать. В 1889 была основана еврейская община в городе Тринидад, штат Колорадо. Там на перевязи для свитка изображен американский флаг.