Автор Иегуда Лапидот, перевод меня
ЖЕНЩИНЫ ЭЦЕЛЯ
Иргун Цваи Леуми (Национальная Военизированная Организация, известная как Эцель) была вооруженной подпольной организацией евреев нового ишува идеологически связанной с ревизионистским крылом сионизма. В декабре 1943 Эцель возглавил Менахем Бегин. Связи с ревизионистским движением были разорваны и 1 февраля 1944 Эцель объявил войну британским мандатным властям. Тем самым они отвергли политику “сдержанности”, которой следовала Хагана. К тому времени всем уже было ясно, что победа союзников над Гитлером это только вопрос времени.
Ни одно описание деятельности Эцеля не будет полным без рассказа о женщинах сражавшихся в одном строю с мужчинами. На каждом курсе подготовки командиров Эцеля учились женщины. Два таких курса были раскрыты британскими властями и участники приговорены к различным срокам заключения. Один был раскрыт в конце декабря 1939 в Мишмар ха-Ярдене. Среди курсантов было четыре женщины — Белла Атара-Хайтин, Ривка Ньюмен-БенМеир, Рут Галеви-Нево и Хава Кафка-Амрами. Их приговорили к четырем годам заключения, но командир английских войск в Палестине не подписал приговор и через пару месяцев их выпустили. Следующий курс был раскрыт лишь через шесть лет. Там были вместе с мужчинами-курсантами арестованы Браха Бирнбаум и Двора Шапира-Ротем и каждая получила по три года тюрьмы.
После окончания курсов женщин таки да назначали на командные посты. Уже в первые дни Эцеля В Тель Авиве командовала ротой Рая Либерман. Незадолго до ухода англичан командовать женщинами тель-авивского округа была назначена Двора Лифшиц, а Эмма Германт командовала женской ротой в Иерусалиме. Две женщины командовали округами, то есть смешанными силами — Ципора Перл-Паглин в Цфате и Бильга Ледерсон-Эфрат в Ришон Ле Ционе. Одна женщина, Эстер Разиэль Наор* была членом генерального штаба Эцеля.
ПРОПАГАНДА
Эцель был разделен на две основные бригады — боевую Хок и пропагандистскую Хатам. Женщины активно участвовали в Хатаме, расклеивали по стенам агитационные плакаты. Англичане таки считали эту пропаганду серьезной угрозой и охотились за расклейщиками. Так в августе 1944 была поймана Мирьям Слуцки с пачкой эцелевских газет “Херут” и была осуждена на год тюремного срока военным судом. Через год в Хайфе за раздачу эцелевских материалов арестовали Амалию Шиф и ее товарища Иегуду Коэна. Они получили по три года заключения.
Женщины также рассылали пропагандистские материалы почтой. Адресатами в основном были крупные фигуры в ишуве и высокие чины английской администрации. Развозили “посылки” Эстер Бенциман Херлинг и Рахель Лапидот. В совершенстве знавшая английский Рахель Лапидот регулярно встречалась с иностранными журналистами, которым было интересно узнать о еврейском подполье.
Писал пропагандистские материалы в основном Менахем Бегин. Курьером у него работала Рахель Йемини хаМеири. Ежедневно она являлась к нему домой и забирала бумаги, чтобы отвести их на перепечатку. Почерк у Бегин был никудышный, но Рахель научилась его разбирать. Когда она поранилась в автомобильной аварии, на посту курьера Бегина ее сменила кузина и тезка, тоже Рахель Йемини. В штабе также работала Этель Гринберг, уроженка Румынии, большую часть жизни прожившая в США. Она переводила сочинения Бегина на английский язык и какое-то время читал их по радио Эцель.
“ГОЛОС СРАЖАЮЩЕГОСЯ СИОНА”
Подпольное радио Эцеля называлось “Коль Цион ха-Лохемет”. Первая передача состоялась в 1939. Вела ее Эстер Разиэль-Наор. Два год спустя англичане выследили передатчик и арестовала Эстер, которая на тот момент была беременна. Ее заключили в женскую тюрьму в Бейт Лехеме, а мужа, Иегуду Наора, отправили в лагерь в Африку. Двоих детей Иегуды и Эстер взяли себе родители Эстер.
Вскоре собрали новые передатчики и начали вещать по два раза в неделю на всю Палестину. Больше ни одного передатчика англичанам обнаружить не удалось. На радио работали дикторами Сара Яхин, Шуламит Кацнельсон, Двора Лифшиц, Бина Шофет, Двора Симхон, Раиса Бар Йосеф, Эстер Хорн и другие. Вспоминает Шуламит Кацнельсон:
Мы вошли в маленькую комнату и сели на диван. Мой куратор коротко объяснила: “Открой заднюю папку. Там ты увидишь несколько машинописных страниц. Прочти каждую шепотом, потом голосом погромче. Наш техник, Авраам-йеки покажет тебе как включать и выключать микрофон и когда начинать читать. Старайся говорить в микрофон под углом 45 градусов и не слишком близко. Не спотыкайся если сделаешь ошибку, просто читай дальше. Читай без лишних эмоций, естественным голосом, четко произнося каждое слово — и следи за моими пометками.”
МЕДСЕСТРЫ
В декабре 1945 Эцель решил поживиться британским оружием с оружейной выставки в Тель Авиве. Был дан приказ не причинять вреда британским солдатам. В операции было ранено шесть человек, среди них Дов (подпольная кличка Авнер) Штернгласс, который умер через несколько часов. Остальные остались в живых благодаря заботам Пнины Ротштейн и Малки Файн, которая носила кличку “Топси” потому что прическа у нее напоминала афро. Из наградного листа Малки Файн:
Центральное командование отмечает Малку Йефет-Файн (“Топси”), которая спасла жизни нескольким раненым бойцам своей самоотверженностью, отвагой и быстрой реакцией.
В марте 1946 бойцы Эцеля напали на английскую базу Сарафанд. Им удалось захватить арсенал и увезти большое количество оружия. Было ранено несколько человек, наиболее серьезно — Йосеф Симхон и Михаэль Ашбель. С ними остались медсестры Ципора Ваденберг и Шуламит Шамир**. Вспоминает Ципора Ваденберг.
Шуламит и я посадили раненых в машину и поехали. Нас остановили на английском КПП и спросили цель нашего путешествия. Наш ответ их не удоволетворил и они отправили нас в полицейский участок в Бейт Даган, а оттуда в Яффу. Там после допроса решили отделить мужчин от женщин. Я умоляла Йосефа и Михаэля чтобы они тут же просились в госпиталь при малейшем недомогании, у них же свинец в телах засел. Той ночью я не спала, волнуясь о них и утром стала жаловаться охраннице на острую боль в животе и что мне надо в больницу. Я надеялась что удастся связаться с нашими и узнать что с ними… Через два часа ко мне вышел врач и сказал “Организация, пославшая вас, может вами гордиться. Вы прекрасно перевязали раненых. Через несколько минут я начну оперировать.” Я ответила “Надеюсь, что вы будете верным клятве Гиппократа, которую вы принимали.”
Ципора и Шуламит не предстали перед судом. Их посадили в лагерь административного задержания и освободили через два года, незадолго до того, как англичане покинули Палестину.
В июле 1946 Эцель заложил бомбу в иерусалимский отель “Царь Давид”, где находился центральный штаб английского военного гарнизона в Палестине и гражданское руководство. Во время отступления двоих раненых — Аарона Абрамовица и Ицхака Цадока (переодетых арабами), удалось поместить в машину скорой помощи. Абрамовиц повернулся к Хадассе Табак и сказал “Я весь прострелен”. Хадасса перевязала его пока машина мчалась по заранее известному адресу где уже была готова операционная. Но тут их остановили полицейские-арабы. Хадасса буквально повисла на Абрамовице в ужасно вульгарной позе, что арабским полицейским, конечно, очень понравилось — еще бы, еврейка на арабе повисла. Эту сцену случайно заметил проходящий мимо еврей, который тут же рассказал отцу Хадассы как его дочь себя ведет. Когда Хадасса вернулась домой, отец набросился на нее с упреками и заключил свою тираду словами «Всё, дочь – как ты себе постелила – так и лежать будешь». Через несколько месяцев он узнала что его дочь боец Эцеля, помогала раненому товарищу и на ком не висла.
ЖЕНЩИНЫ В БОЕВЫХ ОПЕРАЦИЯХ
Мирьям («Мики») Давидсон
Мики родилась в Германии и в возрасте пяти лет ее привезли в Палестину. Он вступила в движение Бейтар, потом в Эцель. В 1944 она вышла в Хайфе замуж за еврея-офицера британской армии. О делах жены он долгое время ничего не знал. Весной 1944 Эцель решил провести операцию и атаковать офисы Си-Ай-Ди (британской полиции) сразу в трех городах. В этот же день был запланирован благотворительный бал в Технионе и Давидсоны были приглашены. Мики уговорила мужа идти одному, сама, типа, придет позже. За взрыв хайфского офиса Си-Ай-Ди отвечало шесть человек – трое мужчин и три женщины. Кроме Мики, участвовали Хана Ауэрбах-Гиллель и Хая Бен Цви-Сабан. Взрыв сравнял офис Си-Ай-Ди с землей. Мики поспешила домой, переоделась и присоединилась в мужу на балу в Технионе.
После взрыва англичане установили в Хайфе комендантский час и начались облавы. В одну из таких облав попала Мики Давидсон. Со взрывом следствие ее так и не связало. Когда Давид Давидсон узнал, что его жена арестована, он поднял на уши все свои служебные контакты. Наконец договорились, что Мики отпустят с условием что она уедет из Палестины. Под конвоем ее довезли до Каира и посадили на корабль в Англию.
Пнина Багайо-Шохат
Родилась в Иерусалиме в семье принадлежавшей к старому ишуву. Принимала участие во взрыве иерусалимского отделения Си-Ай-Ди в марте 1944 года. Скрываясь от ареста, бежала из Иерусалима. В 1945 приняла участие во взрыве нефтепровода Киркук-Хайфа. В это время Хагана начала отлавливать бойцов Эцеля (и Лехи) и передавать английским властям (впоследствии этот позорный эпизод получил название “сезон”). Пнину и троих мужчин из Эцеля три дня продержали в кибуце Ягур связанными и с мешками на головах, после чего выдали англичанам. Ее перевели в женскую тюрьму в Бейт Лехеме и отпустили лишь после ухода англичан из Палестины.
Двора Кальфус-Нехуштан.
Родилась в 1925 в Тель Авиве в ревизионистской семье. Двое братьев и две сестры тоже примкнули к Эцелю. Обучалась на командирских курсах, командовала на отрядом территории Рамат-Гана.
Первой операцией Дворы стал рейд на английские склады в октябре 1944. В то время ткань выдавалась населению по карточкам. В планы Эцеля входило продать ткань на черном рынке и на вырученные деньги закупиться оружием. Какое-то количество ткани предполагалась распределить между нуждающимися.
Через полгода участвовала в подготовке взрыва нефтепровода Киркук-Хайфа. Чтобы привести в действие взрывной механизм, предполагалось использовать серную кислоту в бутылках. При переворачивании бутылки вверх ногами кислота постепенно разъедала крышку и добиралась до заряда. Двора везла бутылки в сумке и одна подтекла прямо ей на ногу. К врачу она не обратилась пока миссия не была завершена, то есть на следующий день.
Самым крупной боевой операцией с участием Дворы Нехуштан стала атака на английский военный аэродром в Лидде (Лод) зимой 1946. Бойцы пошли в Лод из Петах-Тиквы пешком. Из воспоминаний Дворы Кальфус-Нехуштан.
Накануне прошел дождь и грязь была непролазная. Трудно было ходить в кусты потому что на мне был комбинезон. Но делать было нечего, пришлось его снимать. Грязь засасывала обувь и затрудняла наше продвижение. Я разулась, связала вместе ботинки и перекинула их через плечо. Некоторые из ребят последовали моему примеру.
Группа, в которую входила Двора, уничтожили одиннадцать самолетов на аэродроме Лидда. Одновременно другой отряд Эцеля напал на аэродром Тель Ноф, где было уничтожено двадцать самолетов. В этой операции принимали участии медички Ципора Паглин и Мици Тау. Кроме того, отряд Лехи атаковал аэропорт Кфар Сыркин и уничтожил восемь самолетов.
В апреле с 1946 группа из 31 бойца Эцеля попала в плен к англичанам около Бат Яма. Среди них была Двора Нехуштан. Впоследствии она с благодарностью вспоминала английского сержанта, который не стал ее убивать, хотя шел бой и он имел на это полное право. Ее приговорили к пятнадцати годам тюрьмы, но через два года ей удалось бежать. Умерла в Иерусалиме в 2005.
Существовала большая разница между режимом содержания осужденных судом и административно задержанных без суда. Осужденные спали на матрасах на полу, были обязаны носить тюремную форму и каждый день работать в швейной мастерской. Им разрешалось выходить на крышу тюрьмы полчаса утром и полчаса вечером — вот и все прогулки. Административно задержанным позволялось спать на койках и носить гражданскую одежду. Работать их никто не принуждал и они во основном занимались чтением, учебой и рукоделиям. Кормили осужденных и и административно задержанных по разным рационам.
Симха Калифа-Рехови
Родилась в Иерусалиме в большой семье (пять мальчиков и пять девочек). В июне 1946 Эцель запланировал операцию вывести из строя несколько пассажирских поездов сразу и тем самым парализовать весь транспорт. Планировалось вывести всех пассажиров и команду из поезда и подорвать паравоз (терроризм по-еврейски). Симха участвовала в саботаже поезда Иерусалим-Тель-Авив. Пока горел этот состав, Эцель вывел из строя еще два поезда – в Рош ха Айне (при участии Эстер Букбиндер) и в Наане (при участии Сары Гольдшмидт-Агасси).
Шуламит Слоним-Поллак
Шуламит родилась в Хевроне, в семье, чьи предки жили в святом городе много поколений. После резни 1929 семья переехала в Тель Авив. Четыре брата Шуламит также служили в Эцеле. Она сражалась с арабами в составе отряда действовавшего в пригородах Тель Авива после 29 ноября 1947. В июне 1948 к берегам Палестины с грузом оружия подошел эцелевский корабль «Альталена». Шуламит села на корабль в Кфар-Виткине вместе с другими бойцами на общих основаниях. Когда уже у побережья Тель Авива Хагана начала обстреливать «Альталену» из самого тяжелого орудия, которое у них на тот момент было, капитан Монро Файн приказал Шуламит – единственной женщине – покинуть корабль. Она стала возражать и тогда ее просто схватили в охапку и выбросили за борт. Она доплыла до берега и избежала ареста, смешавшись с толпой тель-авивцев, которые пришли выразить возмущение диктаторством Бен Гуриона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Десять женщин Эцеля были приговорены к тюремным срокам английским военным судом. Первой стала Рахель Охевет-Ами. В 1939 ее приговорили к пожизненному заключению. Семь лет она провели в женской тюрьме в Бейт Лехеме, из них пять на положении единственной еврейки политической среди арабских уголовниц. По истечении семи лет английские военные власти ее помиловали. 87 женщин Эцеля были приговорены к разным срокам административного задержания. Многие были замужем за мужчинами из Эцеля же, которых отправляли в лагерь в Африку. Оставшихся без родителей детей обычно брали себе бабушки или другие родственники. Исключение составила Эмма Германт, у которой не было в Палестине никаких родственников и она оставила дочь подруге. Восемь женщин Эцеля погибло в боевых операциях. Эцель был во многом семьей. Из 171 женщины, 125 вышли замуж за мужчин с которыми служили.
* — сестра Давида Разиэля
** — жена Ицхака Шамира
1) Шуламит Слоним Полак
2) Мики Дэвидсон
3) Двора Нехуштан
4) Рахель Йемини ХаМеири
5) Эстер Разиэль Наор