Посиделки с Клио

Афроамериканская Масада

В 1803 году в Саванну (Джорджия) прибыл корабль “Скиталец” с побережья Нигерии. Он вез чернокожих рабов, всех из одного племени (игбо) по цене в среднем сто долларов за человека. В Саванне уже ожидали свой товар почтенные негоцианты Джон Купер и Томас Спалдинг.
Закованных рабов пересадили на маленькую шхуну “Йорк” и повезли на остров Сент-Симонс у побережья Джорджии. (Вдоль побережья штатов Джорджия и Южная Каролина рассыпан целый архипелаг небольших островов, как правило заболоченных. Места были идеальные для выращивания риса, но на болотах жил малярийный комар поэтому белые хозяева рисовых плантаций предпочитали туда не соваться. Рабы жили там изолированно, годами не видя белых, под началом цветных же надсмотрщиков, в основном полукровок. Они больше чем другие афроамериканцы сохранили африканские обычаи и языки. Религия там приняла форму смеси христианства, ислама и анимизма. Потомки этих рабов до сих пор отдельный этнос Гичи-Галла. Когда они начинают говорить на своем диалекте, понять их совершенно невозможно). Как только шхуна вошла из пролива между материком и островом в речку Данбар-крик, рабы на “Йорке” подняли восстание, овладели судном и посталкивали всю команду в воду. Управлять кораблем они не умели, в результате чего он сел на мель. Тогда 75 человек рабов вышли на берег, построились аккуратной цепочкой, с пением зашли в воду и утопились. Именно так описал эти события современник, белый надсмотрщик на ближайшей плантации по имени Розвелл Кинг. Он и его помощник, названный “капитан Паттерсон” выловили из Данбар-Крика 13 тел. Из переписки ясно что за некоторые тела саванские негоцианты Купер и Спалдинг заплатили по десять долларов.
Иллюстрации — ямайского художника Донована Нельсона.

Leave a Comment