После того как Рауль Бенавидез наступил во Вьетнаме на мину, врачи сказали что больше ему не ходить. Спустя год он вернулся во Вьетнам на своих ногах, а еще через два года его снова упаковывали в мешок для останков. Непотопляемый Бенавидез плюнул в санинструктора потому что не мог ничем шевелить…
Рауль Перез-Бенавидез был уроженцем Техаса, сыном мексиканца и индианки. Родители рано умерли от туберкулеза. Рауль вырос в семье дяди, где было так же как у родителей – бедно, голодно и семеро по лавкам. Школу закончить не удалось и подросток хватался за любую работу – чистильщиком обуви, батраком на ферме, помощником в гараже. В семнадцать лет Рауль завербовался в армию и так зарекомендовал себя, что его взяли в спецназ (в американский спецзназ попроситься не возможно, их вербовщики сами находят кого им надо). 1965-ый год он встретил в чине мастер-сержанта и на должности инструктора пехотного батальона армии Республики Вьетнам (южан).
После того как Рауль Бенавидез наступил на мину и его эвакуировали в Техас, врачи объявили приговор: ходить не будет, надо комиссовать. Но у него была семья, жена и дети. Рауль Бенавидез кроме армии ничего не умел, зато хорошо знал какая бедность ждет его семью если его комиссуют. Как будет кормить семью инвалид, небелый и даже без диплома об окончании средней школы? Рауль начал тренироваться по ночам. Падал с кровати и полз. Потом встал на четвереньки. Потом на колени. Потом встал держась за стену. В июле 1966 он ушел из госпиталя на своих ногах. Жена шла рядом.
2 мая 1968 Рауль Бенавидез находился в небольшим лагере спецназа на камбоджийской границе. В то утро он только отправился на мессу, как по радио к ним дозвонились, умоляя о помощи. Патруль состоявший из четырех американцев и девяти местных горцев-тхыонгов (про тхыонгов см. примечание в конце) наткнулся на превосходящие силы Вьетконга.
Бенавидез прыгнул в вертолет как был, без оружия, только с ножом и сумкой санинструктора. С вертолета они увидели что их товарищи окружены, а приземлить вертолет внутри этого круга не было никакой возможности. Приземлились где-то в 75 ярдах и Бенавидез побежал к своим. Еще не добежав, он получил пулю из автомата Калашникова в правую ногу. Упал, поднялся и снова побежал. Рядом взорвалась граната, осколки хлестнули по лицу, но он продолжал пробиваться. Только ножом Рауль Бенавидез сумел убить несколько вьетконговцев и забрал у одного автомат и запас патронов. Когда он добрался до своих, он тут же начал перевязывать раны и колоть морфий тем, кто еще был в силах кричать.
По радио он продолжал звать на помощь и наводить огонь на противника и тут получил вторую пулю, опять в правую ногу. Пока огнем из своего автомата Бенавидез пытался расчистить место чтобы приземлился еще один вертолет, он получил пулю в живот и множество осколков от еще одной гранаты. Вьетконговскому снайперу удалось застрелить пилота и вертолет упал. Бенавидез продолжал сражаться и наводить огонь по радио уже вслепую, кровь заливала ему глаза. Принимающий его сигналы на другой стороне решил что он погиб, но через тридцать секунд снова раздался его голос.
Приземлился еще один вертолет и когда Бенавидез запихивал туда очередного раненого, вьетконговец ударил его прикладом по голове. Бенавидез упал, вьетконговец уже был готов проткнуть его штыком, но мастер-сержант ухватился за штык руками.
Его затащили в вертолет последним. На нем было семь пулевых ран, в нем застряло 28 осколков гранат, руки были изрезаны штыком врага, а правое легкое отказало. В вертолете он еще пытался удержать выпадающие из живота внутренности, но потерял сознания. Очнулся Рауль Бенавидез когда его застегивали в мешок для останков и не в силах сделать ничего больше, плюнул в санитара чтобы дать понять, что хоронить его рано.
В 1981 Рауль Бенавидез наконец получил свою Medal of Honor, после того как нашелся выживший свидетель его подвига. Вручая ему медаль, бывший голливудский актер, а ныне президент Рональд Рейган сказал: «Если бы это был сценарий фильма, его бы сочли неправдоподобным».
Тхыонги (из Вики) — совокупное название нескольких коренных народностей плоскогорья Тэйнгуен. Ещё задолго до французской колонизации тхыонги контактировали с тямами, кхмерами и лао. С 1913 по 1926 год управляющий провинцией Дарлак (современный Даклак) Леопольд Сабатье[en] начал курс, ориентированный на нужды горных племён, в частности, используя тхыонгское право и укрепляя элиту народа эде Сабатье в отчёте французскому правительству заключил, что все контакты со вьетами были пагубны для тхыонгов, предлагая нанять чернорабочих с Явы для обработки дегарских земель.
Следует отметить, что французская администрация с конца 1930-х годов считала тхыонгов одним народом (и противопоставляла вьетам), несмотря на явные культурные и языковые различия внутри группы, делая акцент на их общности[.
27 мая 1946 года французский адмирал Жорж д’Аржанльё создал автономный тхыонгский регион «Земля монтаньяров в Южном Индокитае» (фр. Pays Montagnards Du Sud Indochinois), гарантировав тем самым дегарам право на самоопределение и самоуправление. Ото всех следовавших за французами управленцев ожидалось, что они также предоставят тхыонгам определённые свободы и права.
После разделения Вьетнама регион был передан южновьетнамской администрации под управлением Нго Динь Зьема, который заменил местных управленцев на этнических вьетов и провозгласил тхыонгов меньшинством на их исконной территории. Хо Ши Мин в свою очередь обещал тхыонгам автономию, если он придёт к власти на юге. На деле же давление на дегаров оказывали обе стороны.
Политика Нго Динь Зьема предполагала полную ассимиляцию дегаров. В частности, в 1958 и 1959 годах были выпущены законы, запретившие тхыонгам владеть собственной землёй. Эти действия вызвали резкий подъём национального самосознания в 1958 году и появление нескольких лидеров националистического движения, в частности, активистом-эде по имени И Бхам Энюол была основана тхыонгская националистическая организация BAJARAKA, позже слившаяся с Фронтом освобождения Тямпы и Фронтом освобождения Кампучии-кром в Объединённый фронт за освобождение угнетённых народов[en].
В целом политику ассимиляции оценивают как непрофессиональную и невежественную. Администрация Нго Динь Зьема запретила преподавание на дегарских языках, приказала переименовать множество топонимов на плоскогорье, а солдат-тхыонгов принудила взять вьетнамские имена. Эде было запрещено носить традиционную одежду в Буонметхуоте, а в Плейку зярай заставляли строить дома во вьетнамском стиле вместо привычного.
В 1970-х годах коммунисты начали военные действия на центральном нагорье, зачастую занимая и используя деревни тхыонгов как живые щиты. И Бхам Энюол, находившийся в изгнании вместе с соратниками, попросил убежища во французском посольстве, но, не получив его, был убит красными кхмерами вместе с остальными Тхыонги боролись как против коммунистического правительства, так и против Южного Вьетнама. Традиционно сложные отношения с вьетами и протестантизм, в который была обращена часть тхыонгов, заложили базу для американо-дегарского сотрудничества (южновьетнамское правительство даже начало опасаться того, что США начнёт требовать для них независимости). Американские специалисты, в частности, ЦРУ, в период с 1956 по 1962 выпустили множество исследований, доказывавших важность установления хороших отношений с дегарами, учитывая их навыки ведения войны в джунглях и развитую систему разведки.
Американская миссия в Сайгоне спонсировала подготовку тхыонгов в войсках особого назначения. На дегаров надеялись как на военную силу и предполагалось, что они помогут остановить распространение симпатий к Вьетконгу. Позже, с перемещением линии фронта на центральное плоскогорье, роль тхыонгов стала ещё важнее, поэтому в тхыонгских районах были открыты тренировочные базы. Около 40 000 тхыонгов воевали вместе с американскими солдатами. В отместку в 1967 году северовьетнамские силы совершили резню в деревне Дакшон.
После падения Сайгона тысячи дегаров бежали в Камбоджу, боясь преследования; США переселили около 2000 тхыонгов на свою территорию, в частности, в Северную Каролину, и в городе Гринсборо проживает крупнейшая за пределами Вьетнама община дегаров.