Посиделки с Клио

Отец ивритского кино и его потерянный фильм

Амит Наор
Яакова Бен-Дова считают основателем немого кино в Палестине. В начале декабря 1917 года, во второй вечер Хануки 5678 генерал Эдмунд Алленби пешком вошел в Иерусалим – подчеркивая что он здесь в первую очередь паломник, а не завоеватель. И с этого момента началась история кинематографа на языке иврит. Иерусалимский фотограф Яаков Бен-Дов стоял у Яффских ворот со своим киноаппаратом и снимал этот исторический момент. Потом эти съемки вошли в немой фильм с субтитрами на иврите, который Бен-Дов смонтировал в том же 1917-ом году. Назывался он «Иегуда Амешухререт» (Иудея Освобожденная).
Яаков Бен-Дов родился в пригороде Киева. Учился в хедере, потом с частными учителями на дому. Подростком примкнул к кружку гебраистов. Учился в киевской академии художеств. В 1907 приехал в Палестину, учился в академии искусств «Бецалель», потом преподавал там фотографию. Женился на уроженке Житомира Розе Рабинович, она была фармацевтом. В 1922 они стали одной из первых семей основавших новый иерусалимский район Талпиот. Сохранился байка о том, что известный сионисткий теоретик Менахем Усышкин спросил Бен-Дова – «зачем в Иерусалиме нужен фотограф?». На это Бен-Дов сказал – «мне Иерусалим нужнее чем фотограф Иерусалиму». Всю первую половину 1910-ых годов Бен-Дов переписывался со Артуром Руппиным из Всемирной Сионистской Организации и просил его дать взаймы 2500 франков на «кинематографическую машину». В основание своей просьбы Бен-Дов указывал что намерен снимать кино «ради необходимой пропаганды идей сионизма».
Эти просьбы ничего не дали. Не беда, сказал Бен-Дов, и уехал на первую мировую войну в качестве корреспондента прикомандированного к армии Австро-Венгрии. Оттуда он привез единственный трофей – свою кинокамеру. Именно с этой кинокамеры началась история еврейского кинематографа в Палестине. Первому фильму – «Иудее освобожденной» — была уготована сложная судьба. Дело в том что единственная копия была приобщена к делу в качестве доказательства на суде с участием Йехиэля Вейцмана (брата первого президента Хаима Вейцмана и отца седьмого президента Эзера Вейцмана). (Я обыскалась-не-нашла что был за суд и в каком качестве Йехиэль Вейцман там выступал, может на иврите информация есть?). Пленка с кинофильмом была вывезена в Англию и в тридцатые годы затерялась в США. По счастливому стечению обстоятельств некоторые сцены оттуда были скопированы в более поздних фильмах Яакова Бен-Дова. Частичная кинохроника которую удалось разыскать храниться в Архиве Еврейского Кино им. Стивена Спилберга.
Яаков Бен Дов вместе со своим братом основал кинокомпанию «Менора» и они сняли три десятка немых фильмов с такими вдохновляющими названиями как «Возвращение в Сион», «Земля возрождается», «Весна в Эрец Исраэль», «Встанем и построим». Благодаря ему до нас дошли съемки похорон Элиезера Бен Иегуды, открытия Еврейского Университета в Иерусалиме, прибытия в Палестину британского верховного комиссара Герберта Самуэля и свадьбы дочери того самого Менахема Усышкина. Особенно Бен Дов любил снимать на севере – в Седжере, Мерхавии, Дегании и Цфате.
В середине тридцатых съемочный архив Бен-Дова купил Барух Агадати, а сам Бен-Дов отошел от дел потому что не смог адаптироваться к звуковому кино.

Leave a Comment