7 октября 1951 основатели собрались в Мюнхене и через пять недель организация Штилле Хильфе (Бесшумная Помощь) была включена в реестр НКО города Вольфрацхаузена в верхней Баварии. Первым президентом стала Елена-Елизавета, герцогиня Изенбургская благодаря своим многочисленным контактам в аристократической среде и среди высшей иерархии католической церкви. В число основателей вошли такие нацистские бонзы как штандартенфюрер Вильгельм Шпенглер (отвечал за эсэсовскую службу безопасности в центральном регионе) и оберштурманфюрер Генрих Мальц (личный советник Эрнста Кальтенбруннера).
Герцогиня Изенбургская Елена-Елизавета определяла цели организации так: “С самого своего основания Штилле Хильфе заботилась о правах военнопленных и задержанных без оснований. Впоследствии наши усилия были сконцентрированы на обвиняемых в военных преступлениях как в тюрьмах победителей, так и в немецких местах заключения”.
С начала Нюрнбергского процесса Штилле Хильфе пыталась повлиять на общественное мнение чтобы никто из обвиняемых не был казнен. Они проводили кампании в прессе, писали открытые и личные письма и разного рода петиции, где военные преступники изображались как невинные исполнители легитимных приказов и объекты мести со стороны победителей.
Благодаря неустанным усилиям герцогине Изенбургской ради нацистских преступников заключенных в Ландбергскую тюрьму, ее называли “матерью ландсбергеров”, а Штилле Хильфе изо всех сил старались придать флер благотворительности и респектабельности.
За юридическую помощь арестованным военным преступникам отвечал адвокат Рудольф Ашенауэр (1913-1983). Он подал бессчетное количество кассаций и апелляций. Штилле Хильфе платила пенсии содержащимся в тюрьмах нацистам и изо всех сил пыталась переписать историю с пронацистских и реваншистских позиций.
Герцогиня Изенбургская, пламенная католичка, неустанно лоббировала интересы своих подопечных в высших эшелонах католической церкви, обращалась даже к Папе. Что удивительно, ей в этом помогал епископ Иоганн Нюхауслер, которого гитлеровский режим чуть сгноил в Дахау. Присутствие такой фигуры придавало Штилле Хильфе легитимность даже в глазах чинов английской и американской военных администраций. Мотивы Нюхауслера и ему подобных возможно крылись не столько в идеологической солидарности с военными преступниками, сколько в желании помирить всех немцев между собой и начать строить новое общество (речь идет о ФРГ, понятно).
В следующие десятилетия Штилле Хильфе работала с ревизионистскими организациями и одиозными личностями, такими как Тис Кристоферсен, Манфред Родер, Флорентин Рост ван Тоннинген, Леон Дергель). Организация получала неплохие пожертвования и крупные суммы по завещанию. Финансовую документацию Штилле Хильфе не публикует, однако по косвенным признакам можно сказать, что по крайней мере до конца девяностых они получали в виде пожертвований от шестидесяти до восьмидесяти тысячи евро ежегодно.
Штилле Хильфе поддержала осужденных по дюссельдорфским процессам над “персоналом” Майданека, бывшую охранницу концлагерей Хильдегард Лахерт (“кровавую Бригитту”), а позже Клауса Барби, Эриха Пребке и Йозефа Швамбергера, которые с 1942 по 1944 командовал рабочими лагерями в оккупированной Польше и участвовал в массовых казнях в Перемышле и Розвадове. Есть версия, что именно они помогли Херберту Капплеру бежать из римской тюрьмы в 1977. После того как герцогиня Изенбургская оставила свой пост в 1959 году, ее на этом посту сменили Гертруда Херр и Адельгейда Клуг, обе бывшие функционерки Союза Немецких Девушек (БДМ).
Статуса благотворительной организации Штилле Хильфе лишилась лишь в 1999 году по решению суда.
Много лет Штилле Хильфе активно помогала “наследная принцесса” Третьего рейха, а именно Гудрун Бурвиц (урожденная Гиммлер), дочь Генриха Гиммлера. Особенно ретиво она защищала некоего Антона Маллота, бывшего командира лагеря “Малая крепость” в Терезине. На этом и попалась. Гудрун Бурвиц пряталась от прессы, интервью не давала, но ее раскопал немецкий журналист еврейского происхождения Петер Финекльгрун, чей отец погиб в Терезине. В 2001 Маллот был осужден на пожизненное заключение за гибель более ста заключенных, в том числе Финкельгруна-старшего.
* * *
В комментариях ссылки на биографии некоторых из этих чудесных людей.
Особенно доставил бывший командир полиции в оккупированном Риме Херберт Каплер (жена вынесла его из тюрьмы в чемодане и увезла в ФРГ) и глава бельгийских коллаборантов и командир корпуса “Валлония” Леон Дергель (угнал самолет из Норвегии в Испанию, при посадке попал в тяжелую аварию, но выжил)