Мой сокращенный перевод и внизу пять копеек
Канадская феминистка Мишелль Ландсберг, вспоминая как в детстве посещала еврейскую школу, так написала о Вашти: «Я всегда думала – а что не так с Вашти? У нее есть чувство собственного достоинства, почему это плохо. Она сказала – я не буду развлекать тебя и твоих собутыльников. Мне тогда было девять или десять лет и я подумала что мне нравится Вашти, хотя она отрицательный персонаж».
Внутренний конфликт описанный Ландсберг символизирует две на первый взгляд взаимоисключающие оценки личности Вашти. Один такой взгляд, взятый из мидрашей, без каких-то оснований в тексте самой Мегилат Эстер наделяет Вашти отвратительным характером, антисемитизмом и хвостом. Рассказывается что она внучка Навуходоносора и уговорила мужа не отпускать евреев на восстановление Храма; что она заставляла своих еврейских служанок работать голыми в шаббат; что она отказалась выполнить приказ царя не из похвальной скромности, а из тщеславия – потому что у нее появилась сыпь или отрос хвост. За свои злодеяния Вашти получает не только развод, но и казнь. В общем со всех сторон мерзкий человек.
Однако за последние двести лет история Вашти получила переосмысление. Ее отказом унижаться перед кем-бы то ни было восхищались такие столпы феминизма первой волны как Элизабет Кейди Стантон и Гариетт Бичер-Стоу. Феминистки следующих волн подхватили этот факел и понесли. В своей книге «Победа Вашти или как библейские женщины давали отпор несправедливости» Лаверн МакКейн Гилл называет Вашти образцом сопротивления патриархату. Алиса Лаффи пишет «Вашти ничего не говорит, но ее действия говорят яснее любых слов – я не буду объектом чьей-то похоти спьяну!»
На первый взгляд эти две интерпретации событий исключают друг друга. Вашти отказывается прийти на пир или из скромности, или из тщеславия, третьего не дано. В статье «Феминистки, Вашти – это персидский Харви Вайнштейн» рав Джошуа Криш пишет: «Вашти не защитница прав женщин. Она заставляла евреек работать нагишом в Шаббат. Другими словами, она пользовалась своей абсолютной властью для сексуальных домогательств к своим подчиненным. Звучит знакомо? Если Вашти это символ феминизма, то и Гарви Вайнштейн и Билл Косби символы феминизма (оба сидят за домогательства, примечание переводчика)». Мысль Кирша в том, что феминисткая версия событий угрожает талмудической, что подвигает его отвергнуть первую в пользу второй. На другом конце спектра пишут что мудрецы Талмуда впадают в такую панику при одной мысли о женской независимости, что носительницу этой независимости нужно непременно облить помоями, да погуще. Несмотря на фундаментальную разницу в идеологии, обе эти мысли согласны в том, что существовать имеет право только одна, морально правильная, оценка личности Вашти. Однако согласиться с этим – значит упустить одно важное обстоятельство. Для начала, из текста Мегилат Эстер ясно насколько Вашти выигрывает на фоне Ахашвероша. Он находится во власти сиюминутных капризов, она действует из принципа. Он принимает решения будучи навеселе, она такого себе не позволяет. Смотрим дальше в источники, в комментарии на Мегилат Эстер, Эстер Рабба. Первые две главы посвящены мерзкому характеру Вашти. В третьей главе приводится следующий диалог:
Вашти: Если я покажусь твоим придворным красивой, они захотят сблизиться со мной и устранят тебя как помеху. Если я покажусь им уродливой, они поднимут тебя насмех.
Ахашверош на эти разумные аргументы никак не реагирует. Вашти предпринимает вторую попытку и передает ему через евнухов следующее послание:
Ты служил в конюшне моего отца и привык что к тебе приводят непотребных девок. Даже взойдя на трон, ты остался плебеем.
Когда и это не срабатывает, Вашти передает Ахашверошу через евнуха следующее:
Даже тех, кого мой отец судил как преступников, не раздевали догола.
Что мы здесь видим? Мы видим как царская дочь разговаривает с плебеем. Вашти пытается донести до Ахашвероша мысль, что чтобы быть настоящим царем нужно нечто большее чем пировать в компании придворных и отдавать идиотские приказы. Она пытается доказать что уважения подданных не заслуживают показывая им прелести своей жены, а делают это несколько другими способами. Она права и авторы текста на ее стороне. Но Ахашверош так с пьяных глаз ничего и не понял.
Что мы из этого учим? Вашти может быть злая, но она точно не дура и не вульгарная «из грязи в князи» а ля мадам Дюбарри. Хотя она аморальна, ее интеллект мешает претвориться в жизнь деструктивным планам ее мужа. Это конечно не феминизм, но показывает что автора талмудического комментария видели в Вашти сложную многогранную личность и не стремились исключительно обливать ее помоями.
Удивительно, что подобные неоднозначные оценки встречаются даже в описаниях жена Амана, Зереш, для которой реально не жалеют черной краски. В мидрашах она называется дочерью Татная, вавилонского наместника в Эрец Исраэль, который является на стройку Храма с претензнией «по какому праву?» (Эзра, 5:3). Зереш дает своему мужу советы как добиться его (греховных и аморальных) целей и делает это лучше чем все 365 его советников.
И Вашти, и Зереш представляются в талмудической литературе как злые женщины, дочери не менее злых отцов. И одновременно обе превосходят разумом своих мужей. Обе прокляты потому что пользуются этим разумом для греховных целей. Обеих изображают умнее не только мужей, но и вообще окружающих мужчин. И в отличии от царя, Аман совсем не дурак, хоть и ослеплен ненавистью. Значит Зереш, дающая ему советы как плести интриги, тем более не дура. Если авторы талмудических комментариев признали за женщинами наличие мозгов не хуже мужских (а в случае с Вашти и Зереш таки лучше), то это уже большой шаг в правильную сторону. Возможно они видели в Вашти антисемитку не потому что она была умна и независима, а потому что она действительно ею была. В любом случае, собственно жертв антисемитизма и странных фантазий Вашти, ее еврейских служанок, мы уже не услышим. Показания которые они могли бы дать канули во тьму веков.
* * *
И пять копеек от меня. Я прочла статью Джошуа Криша в журнале Forward. Вы можете ее там найти, они разрешают читать четыре статьи в месяц бесплатно. Ну что я вам скажу. Ладно он кушать не может и день у него зря прошел, если он не встанет на пьедестал и оттуда не возвестит этим дурам феминисткам благую весть как правильно надо феминизм и кого выбирать в образцы для подражания. Он еще на голубом глазу предлагает «поверить жертвам» Вашти. Это какое же феерическое лицемерие надо проявить чтобы воспользоваться феминисткой риторикой, призывать поверить жертвам – и приводить в качестве источника текст, где ни одна жертва не высказалась. Я, честно, равнодушна к Вашти. Я считаю что и без нее в Танахе хватает примеров для подражания, женщин независимых в поступках, с чувством собственного достоинства. Но от такого текста реально хочется поставить тэг
#будькакВашти. Просто чтобы этот кукусь не думал что он кого-то пристыдил или напугал.