Сара Жанг, перевод меня.
журнал “Атлантик”
Исследовательнице Аните Родини сразу бросилась в глаза ярко-синяя субстанция, которую она меньше всего ожидала увидеть в зубном камне на зубах человеческого черепа.
Это было ультрамарин, пигмент который тысячу лет назад делали из минерала ляпис-лазурь, а добывали ляпис-лазурь в одном единственном месторождении в Афганистане. Стоил ультрамарин дороже золота и не случайно художники Европы его использовали в первую очередь для одежд девы Марии, чтобы выделить ее среди других персонажей. Возникла рабочая гипотеза, что зубы с ультрамарином принадлежали писцу или иллюстратору средневековых манускриптов.
Кто же был этот человек? Ну начнем с того что это была женщина. С помощью радиоуглеродного анализа удалось установить, что она жила где-то между 997 и 1162 годом нашей эры и была похоронена на женском кладбище в монастыре Дальхейм, Германия. Наличие ультрамариновых частиц в зубах проливает свет на забытый аспект изготовления средневековых манускриптов: их делали не только монахи, но и монахини. И некоторые из этих женщин наверное были признанными мастерами своего дела, раз им доверяли работу ультрамарином.
Радини и ее соавтор Кристина Вариннер и не думали изучать процесс написания средневековых манускриптов. Археолог специализирующийся на биоматериалах, Радини изначально искала гранулы крахмала в зубном камне чтобы установить из чего состояла диета, а микробиолог Вариннер из института имени Макса Планка искала сведения о ДНК бактерий живущих у людей во рту. Но обе “залипли” на ярко-синие частицы и уже не могли их проигнорировать.
“Представляете наши беседы с коллегами?” – рассказывает Вариннер – “Здрасьте, я тут нашла зубы, которым тысяча лет и на них странные синие частицы, что вам об этом известно? Люди считали нас за сумасшедших. Мы обращались к физикам, они только плечами пожимали. Мы обращались к реставраторам, а они удивлялись почему мы работает с биологическими материалами, с зубным камнем.” Наконец физики из университета Йорка (Англия) подтвердили – да, синие частицы это лазурит.
Однако не все поверили что женщина могла быть настолько искусным переписчиком или иллюстратором книг чтобы ей доверили работу с ультрамарином. Вариннер нашла Алисон Бич из университета штата Огайо, историка со специализацией – переписка средневековых книг монахинями. Большая часть подписанных манускриптов подписана мужскими именами, однако большинство манускриптов не подписано никак вообще. Небольшое число доживших до наших дней манускриптов подписано женщинами и исследователи нашли переписку между монахами и монахинями насчет изготовления рукописных книг
Бич нашла письмо датированное 1168 годом, в котором казначей мужского монастыря выделял деньги на материалы “сестре N” для изготовления книги и подробно перечислял эти материалы, в том числе пергамент, кожу и шелк. Монастырь, где жила сестра N, находился всего в сорока милях от Дальхайма, где зубы нашли. Бич нашла книгу переписанную монахиней в Германии около 1200 года нашей эры. Пигмент проделал очень длинный путь из Афганистана в Европу, почти 4000 миль. Есть доказательства, что женщины переписывали книги и пользовались ультрамарином в том месте и в то время, когда жила обладательница черепа на лабораторном столе.
Конечно рассмотрели альтернативные теории как ляпис-лазурь попала к женщине в рот. Может быть она в религиозном экстазе целовала страницы манускрипта? Однако первое упоминание о такой практике относится аж к четырнадцатому веку. Может быть она принимала ляпис-лазурь как лекарство, как рекомендуют некоторые древнегреческие и мусульманские медицинские светила? Но у средневековых немецких врачей были свои рецепты. Найденная в зубах ляпис-лазурь перетерта в мельчайший порошок, явно специально на краску.
Пришли к двум теориям: или женщина была иллюстратором и имела привычку облизывать свою кисточку или она была помощницей изготовляла краску и в процессе вдохнула частицы. “Для историка-медиевиста такого типа материальный артефакт из жизни отдельного человека это что-то экстраординарное”.
Вариннер продолжает изучать всякие частицы в зубном камне. И они, и другие находили там остатки насекомых, пыльцу экзотических цветов, опиум, кусочки шерсти, остатки молочных белков – всё это рассказывает о том, что люди ели и вообще как они жили. На зубах остается налет, который со временем превращается в зубной камень и который современные дантисты усердно соскребают. “Они совсем не думают об археологах будущих поколений” – пошутила Вариннер.