Вы же знаете что я гик и оседлав тему, не могу с нее слезть? Мне не давал покоя вопрос как принц Фридрих Христиан цу Шомбург-Липпе, тот самый неудавшийся король Исландии, мог быть адьютантом Геббельса, то есть бегать по поручениям сына счетовода, да еще с таким энтузиазмом. Полезла искать. Оказывается, ни один немецкий правящий дом не дал нацистскому режиму столько преданных слуг сколько семейка Липпе (там было несколько разных ветвей). По подсчетам американского исследователя Джонатана Петропулуса, в разных нацистских организациях служило 18 представителей семейства Липпе, а так же 14 представителей семейства Гессен и девять — семейства Кобург. Я расскажу две биографии, потому что там интересно и поучительно.
1) Принцесса Мария-Адельгейда Липпе-Бистерфельд (1895-1993). Полное имя Мария-Адельгейда-Матильда-Каролина-Элиза-Алекса-Августа-Альбертина. Фотографии не нашла. Никакого формального образования Мария-Адельгейда не получила, обучалась на дому. Была замужем три раза. Первый муж, дальний родственник тоже из дома Липпе. Принцесса забеременела от его младшего брата, развелась, вышла замуж за любовника, но и с ним вскоре развелась. Третьим ее мужем стал простолюдин, функционер нацистского партийного аппарата по имени Ханно Конопат. Это было очень в духе времени — воспринявшие нацисткую идеологию аристократы легко расставались с сословными предрассудками чтобы стать частью “немецкой народной общности”. Работала секретарем у Рихарда Дарре в бытность последнего главой расово-поселенческого управления СС и рейхсминистром продовольствия. Под ее редакцией вышло два тома сочинений Дарре, ее собственных — несколько эссе и два романа. Мария-Адельгейда и ее муж входили в кружок последователей “исконно-германского язычества” и лоббировали запретить христианство и сделать паганизм государственной религией рейха. Но этим Конопат перебежал дорогу Вильгельму Кубе — тому самому будущему гауляйтеру Беларуси, который так удачно лег в Минске спать и больше уже не встал потому что под ним взорвалась кровать. Набожный протестант Кубе намеревался превратить церковь в еще одно ответвление государственного аппарата рейха. Кончилось тем, что Кубе выжал Конопата со службы, а лишившись покровителя в лице Дарре, ушла из политики и Мария-Адельгейда. После окончания войны она возобновила пропагандистскую деятельность, переводила на немецкий работы разных отрицателей Катастрофы и редактировала националистический еженедельник “Ди Бауэрншафт”
2) Филипп, принц и ландграф Гессенский (1896-1980). Сын Фридриха-Карла Гессенского и Маргариты Прусской, сестры последнего кайзера. (Маргариту в начале 1890-ых сватали своему сыну российский император Александр III и императрица Мария Федоровна. Николай отказался с формулировкой “да я лучше монахом стану”). На фотографии Филипп со своей невестой, дочерью итальянского короля Витора-Эммануэля, принцессой Мафальдой. У Филиппа было пять братьев, из всех шести детей только он закончил не военную академию, а обычную гимназию в Потсдаме. В первую мировую служил в полку гессенских драгун, был ранен в бою на территории Украины. Как раз в это время отца Филиппа провозгласили королем Финляндии, но получив в 1919 независимость от России, Финляндия стала республикой. Филипп изучал архитектуру в Дармштадте, потом переехал в Рим и женился на Мафальде. У них было четверо детей — трое сыновей и дочь.
В начале тридцатых Филипп вернулся в Германию и вступил в НДСАП. Более того, будучи уже немолодым человеком, он вступил в ряды штурмовиков. Гитлер оценил такое рвение и в 1933 Филипп стал губернатором области Гессен-Кассель, той самой которой его предки правили как ландграфы. На территории Гессен-Касселя находился санаторий Хадамар. Филипп подписал приказ о предоставлении санатория в распоряжение министерства внутренних дел и душегубка заработала. В Хадамаре было умерщвлено более 10000 ментальных инвалидов. Филипп Гессенский посредничал между фюрером и администрацией Муссолини, скупал для Гитлера в Италии картины. Но к середине войны Гитлер стал доверять аристократам все меньше и меньше. Для придания лоска его режиму и его вооруженным силам они были ему больше не нужны. В 1943 был издан декрет по которому из армии и из партийного аппарата увольнялись все, имеющие родственников заграницей. А когда тесть Филиппа — итальянский король — арестовал Муссолини, на семью обрушилась лавина репрессий. Самого Филиппа в сентябре 1943 заключили в одиночную камеру в концлагере Флоссенбург. Правда ему оставили гражданскую одежду и кормили по той же норме что охрану. А вот с Мафальдой, виноватой только в том что она дочь своего отца, расправились по полной. Ее обманом заманили в немецкое посольстве в Риме, насильно вывезли в Германию и посадили в Бухенвальд (детей удалось укрыть в Ватикане). В Бухенвальде Мафальда оказалась в группе заключенных отправленных работать на военный завод. Она была ранена во время налета на завод авиации союзников и умерла от сепсиса после плохо сделанной операции. Сам Филипп сдался американцам 4 мая 1945. На допросах ни в чем виноватым себя не признавал и прославлял фюрера. Просидел два года в лагере для коллаборантов на острове Капри. Скончался в Риме в 1980.