Продолжаем сериал про смешанные пары оставившие след в истории. Эпизод четвертый. Первые три серии у нас были о том, как европейские мужчины (англичанин, австриец и немец) женились на неевропейских женщинах (индийская мусульманка, японка и мусульманка с побережья Африки.) А сегодня будет наоборот.
Итак, сэр Серетсе Гойцебенг Марпихи Кхама и его жена Рут Вильямс.
Серетсе Кхама родился в 1921 в Серове на территории современной Ботсваны. Тогда это называлось протекторат Бечуаналенд. Родители – Сегкома Кхама II, вождь племени Бамангуато и его жена Тебого. Секгома Кхама II был сыном короля Кхама I, объединившего под своей властью несколько племен. Имя “Серетсе” означает “глина, которая скрепляет”. Серетсе был назван так потому что его рождение послужило причиной примирения между его отцом и дедом. В 1925 Сегкома Кхама II умер и Серетсе в возрасте четырех лет получил статус кгози (король). Регентом и опекуном при нем стал его дядя Цекеди Кхама.
Серетсе обучался в средней школе в Южной Африке по британской программе, а в 1946 поехал в Лондон учиться на адвоката.
В июне 1947 Серетсе Кхама познакомился с англичанкой Рут Вильямс, которая работала клерком в юридической фирме. Через год они поженились. Межрасовый брак вызвал настоящую бурю. Он не понравился ни Южноафриканскому Союзу, где расовая сегрегация была возведена в государственную идеологию, ни старейшинам племени Бамангуато, которые хотели чтобы наследник женился на избранной ими женщине из правильного клана. Опекун Серетсе, Цекеди Кхама, потребовал от племянника чтобы тот вернулся в Бечуаналенд и аннулировал свой брак. Серетсе вернулся на родину, но с женой. Рут даже умудрилась всем понравиться. Было созвано несколько общеплеменных собраний и за Серетсе официально признали его титул кгози (правителя). Цекеди Кхама сложил с себя полномочия регента и уехал из Бечуаналенда, а Серетсе вернулся в Лондон заканчивать образование.
Однако неприятности Серетсе и Рут на этом не закончились. В Южноафриканском Союзе межрасовые браки были вне закона и политикам в Претории совсем не хотелось чтобы такая смешанная пара была у власти в соседней стране. Так как Бечуаналенд была британским протекторатом, южноафриканские власти стали немедленно давить на Лондон, чтобы Серетсе Кхаму сместили с его поста. Разоренная войной Англия отчаянно нуждалась в деньгах и не могла позволить себе потерять дешевые поставки золота и урана из Южноафриканского Союза. Кроме того, в Лондоне опасались что Южная Африка может просто завоевать Бечуаналенд.
Британское правительство провело парламентские слушания по вопросу профпригодности Серетсе Кхамы. Заключение парламентариев гласило, что по своим личным и профессиональным качеством Серетсе идеально подходит для управления своим народом. Однако министерство колоний положило этот отчет под сукно (где он тридцать лет пролежал) и в 1951 запретило Серетсе и его жене въезд в Бечуаналенд.
Прежде чем мы полезем дальше в историю и политику, несколько слов о Рут Вильямс и их с Серетсе семейной жизни. Рут родилась в 1923 году в Лондоне в семье отставного офицера и торговца чаем Джорджа Вильямса и его жены Дороти. В семье была еще одна дочь, Мюриэль. Рут очень дружила с сестрой. В войну Рут призвалась с женский вспомогательный корпус британской армии и водила машину скорой помощи. С Серетсе они познакомились на танцах устроенных Лондонским Миссионерским Обществом. Оба обожали джаз и на этой почве быстро сблизились. Детей у них было четверо – дочь Жаклин (1950), сын Иан (1953) и еще два сына, близнецы Цекеди и Антони (1958). После смерти мужа в 1980 Рут никуда не поехала, осталась в Ботсване. Умерла в 2002.
Возвращаемся в 1951. Решение изгнать законного правителя вызвало немалые протесты. Из этого решения торчали длинные расистские уши. Раздавались призывы к отставке министра колоний лорда Салсбери. Депутации из шести старейшин Бамангуато приехала в Лондон чтобы выразить поддержку Серетсе Хаме и поговорить с лордом Салсбери. В 1895 такая же депутация старейшин Бамангуато приезжала встречаться а королевой Викторией и их потомки надеялись повторить этот успех полвека спустя. Но ничего из этого не вышло. Однако когда из Лондона пришел приказ искать замену Серетсе, его народ просто отказался подчиниться.
В 1956 Серетсе и его жене разрешили вернуться в Бечуаналенд как частным лицам и Серетсе отказался от своих прав на престол. Он занимался разведением скота и был избран в местный совет.
В 1961 Серетсе Кхама основал Демократическую Партию Бечуаналенда. То, что английские власти преследовали его за женитьбу на белой женщине, придало ему привлекательности в антиколониальных кругах. На первых выборах в 1965 ДПБ размазала своих социалистических и панафриканистских соперников по стенке. Как премьер-министр Бечуаналенда, Серетсе Кхама продолжал добиваться независимости, на деле демонстрируя что его народ готов к самоуправлению. Была написана новая конституция. 30 сентября 1966 Бечуаналенд получил независимость под новым названием Ботсвана. Согласно конституции, Серетсе Кхама стал первым президентом страны. В том же году королева Елизавета II посвятила его в рыцари.
К моменту провозглашения независимости в 1966 Ботсвана была одной из беднейших стран мира. Мощенных дорог было 12 километров, на всю страну насчитывалось 100 человек окончивших среднюю школу и 22 с высшим образованием. Кхама принялся за строительство экономики построенной на экспорте того, чем страна была богата – медью, алмазами и мясом. Он ввел жесткие антикоррупционные меры, что в значительной степени помогло Ботсване не уподобиться своим соседям по региону, таким же новорожденным странам, которые буквально утопали в коррупционном болоте. В отличии от многих лидеров других африканских стран Кхама стремился создать у себя в стране благоприятный климат для инвестиций и как-то наладить жизнь. Он обещал горнодобывающим фирмам низкие налоги, не брал взяток и наказывал взяточников и поддерживал деловые инициативы снизу. В стране функционировали суды, полиция занималась своим делом и не превратилась в личную гвардию главы государства, печаталась оппозиционная пресса и пресекался любой расизм. В регионе, где бушевали гражданские войны, племенные конфликты, а коррупция разъедала государства, Ботсвана была настоящим оазисом.
Госслужащих нанимали и продвигали по профессиональным качествам. Никто не выгнал квалифицированных белых с их рабочих мест. Они оставались на своих местах и обучали местный персонал. Кхама и его правительство активно приглашали иностранных экспертов, в результате чего были найдены залежи угля, меди и никеля.
Между 1966 и 1980 по темпам роста экономики Ботсвана обскакала всех, вырвавшись на первое место в мире. В 1969 был заключен таможенный союз между Ботсваной и ЮАР. В казну отходило половина доходов от экспорта минералов. К середине семидесятых Ботсвана могла похвастаться неслыханным чудом – профицитом бюджета.
Правительство использовало эти доходы для вложения в инфраструктуру, здравоохранение и образование, что в свою очередь подстегивало экономику. Особенно любили вкладывать в собственно источники экономического процветания. Особое внимание уделялось скотоводству. Правительство национализировало единственный в стране мясокомбинат, построило за свой счет еще два, выделяло деньги на ветеринарное обслуживание животных, на прививки, на ограждения пастбищ. Удалось заключить выгодный договор с ЕЭС на экспорт мяса.
В 1970 была основана Корпорация Развития Ботсваны, чтобы привлечь иностранные инвестиции в туризм и сельское хозяйство. В 1976 была введена национальная валюта – ботсванская пула (до этого ходил южноафриканский ранд)
Изначально Кхама, увлеченный развитием страны, не уделял большого внимания вооруженным силам. Но когда ему надоели бесконечные провокации на южноафриканской и родезийской границах, была создана Армия Обороны Ботсваны, небольшая, но хорошо обученная иностранными инструкторами.
Во внешней политике Кхама был осторожен и предвидел какую опасность несут в Африке вооруженные бандформирования не подчиняющиеся никому кроме своих командиров. Через неделю после провозглашения независимости он заявил на заседании парламента, что не допустит, что с территории Ботсваны кто-то нападал на соседей Ботсваны же. Незадолго до смерти Кхама сыграл важную роль в мирных переговорах по окончании гражданской войны в Родезии и создании региональной организации по развитию, в которую кроме Ботсваны вошли Ангола, Лесото, Малави, Мозамбик, Свазиленд, Танзания, Замбия и Зимбабве.
В июне 1980 Серетсе Кхама выехал на лечение в Лондон и там ему поставили диагноз – неоперабельный рак поджелудочной железы. Он вернулся домой и 13 июля умер. Ему было всего 59 лет.