Посиделки с Клио

«Я не унываю. Мы скоро увидимся»

«Я не унываю. Мы скоро увидимся.»
Последняя открытка Анны Вентуры.
Эти слова Анна написала своему мужу и детям когда ее в вагоне для скота везли из итальянского пересыльного лагеря в Фоссоли в Аушвиц. Она выбросила открытку из вагона в тот момент когда поезд пересекал границу между Италией и Австрией.
В 1927 Мордехай Луиджи Вентура из Пизы женился на Анне Террасина из Рима. Оба были потомками известных уважаемых еврейских семей живших в Италии на протяжении многих сотен лет. Луиджи был доктором химических наук, а Анна до замужества преподавала в еврейской школе в Риме. Супруги переехали в Милан. В 1928 у них родилась дочь Мирьям, в 1930 сын Шауль. В 1934 они переехали в Венецию, где спустя два года у них родился третий ребенок, Даниэль. Луиджи предложили престижную работу химиком на государственном монетном дворе и семья переехала в Рим. Через пару лет (уже 1938) Луиджи с этой работы уволили как еврея. В надежде на нормальную жизнь семья Вентура уехала в Швейцарию, но там Луиджи не сумел получить разрешение на работу и тогда пришлось расстаться – он поехал в Париж работать на авиационном заводе, Анна с детьми вернулась в Италию и в том же году родила четвертого ребенка, Эммануэля.
Летом 1940 года, когда немцы оккупировали Париж, Луиджи вернулся к своей семье в Милан, проделав 1800-километровый путь на велосипеде. Когда немцы оккупировали уже Италию в сентябре 1943, семья бежала в деревню Аббиате Гуаццоне, где у Луиджи были знакомые. К ним присоединилась мать Анны, Джулия Террасина.
Даже в маленькой деревне им приходилось часто переезжать, чтобы их не схватили. В декабре 1943 Джулия заболела и Анна пошла забрать для нее лекарство с предыдущего адреса. Тут полиция ее схватила. Анна была отправлена в миланскую тюрьму, оттуда в лагерь Фоссоли. Удивительным образом она умудрилась передать на волю свое кольцо с бриллиантом и меховую горжетку, чтобы семье было что менять на продукты.
Всего Анне удалось послать своему мужу и детям 18 писем и открыток. Джулия, не в силах жить с виной за арест дочери, сдалась властям. Она была заключена в Фоссоли и там на руках у Анны скончалась. 22 февраля 1944 Анну депортировали из Фоссоли на смерть, в Аушвиц.
Луиджи с детьми продолжали скитаться. В мае 1944 они ехали в Пизу, но поезд попал под бомбежку. Луиджи был смертельно ранен и скончался в больнице. Дети добрались до Пизы одни и нашли убежище в монастыре. В августе 1944 в Пизу вошли американцы. 16-летняя Мирьям, 14-летний Шауль, восьмилетний Даниэль и шестилетний Эммануэль знали, что лишились отца, но продолжали надеяться что вернется мать. Их взяли под крыло солдаты английской армии – евреи из подмандатной Палестины и оформили в еврейский детский дом во Флоренции. Эммануэль заболел и в феврале 1945 умер.
В марте 1945, еще до конца войны, Мирьям, Шауль и Даниэль эмигрировали в Палестину.
Открытка на итальянском языке, датирована 22 февраля 1944, и выброшена из поезда два дня спустя. На открытке Анна написала «отправьте пожалуйста» в надежде что кто-то найдет и отправит. Из опасений что цензура может не пропустить открытку если поймет что она из еврейского эшелона, Анна подписалась деревенским, крестьянским именем «Нина». Адрес отправителя она указала как город Бользано в Южном Тироле в надежде что это хотя бы даст семье представление куда ее везут.
«24 февраля 1944
Мои ненаглядные
Я не унываю. Мы скоро увидимся. Много поцелуев для вас. Все мои мысли с вами.
Нина.»
1) открытка
2) свадебная фотография Луиджи и Анны
3) Анна в 1940-ые

Leave a Comment