Посиделки с Клио

Арпийера или лоскутки напугавшие диктатуру

Лорна Диллон, перевод меня
Арпийера – это латиноамериканский народный промысел. Само слово «арпийера» означает рогожа или мешковина, грубая упоковочная ткань, а промысел состоит в том, что на лоскутки такой ткани наносятся картины при помощи вышивки и трехмерной аппликации. В шестидесятых и семидесятые годы прошлого века, до того как повсеместным упаковочным материалом стал пластик, такую ткань можно было найти везде и она ничего не стоила. В Латинской Америке издавна пользовались нитями и тканями для коммуникаций и записей, достаточно вспомнить узелковое письмо инков.
В Чили середины семидесятых личное стало политическим, а с помощью мешковины и лоскутков люди стали выражать как им не нравится жизнь при Пиночете.
В 1973 в Чили случился переворот с целью сбросить демократически избранного, но слишком на вкус многих левого президента Сальвадора Альенде. Новая власть не церемонилась со своими идеологическими врагами. Начались аресты и казни без суда, пытки, исчезновения. Многим пришлось бежать из страны, в страхе жили все. Сочетание безработицы и комендантского часа оставило многих чилийцев без возможности зарабатывать. Женщины начали шить арпийеры частично для заработка, а частично чтобы хоть как-то отреагировать на происходящее. В стране где далеко не все были грамотны, арпийера стала аналогом листовки.
На картинке – арпийера посвященная страшной находке в печах для обжига посуды на окраине городка Лонкиен. Она была создана в 1979 и изображает извлечение из печей останков пятнадцати местных крестьян, которые исчезли сразу после путча. Вся их вина перед новым режимом состояла в членстве в сельскохозяйственном кооперативе. Пять лет они просидели в тюрьме, а родственникам власти говорили что в списках заключенных эти люди не значатся. А потом их замуровали в печах и заживо сожгли. Возможно их останков никогда бы не нашли если бы не расследование проведенное правозащитной католической организацией «Викариат солидарности» (про «Викариат солидарности будет отдельный пост, разве я могу прочесть такое и вам не на хвосте не принести?). Находка в Лонкене стала мрачным поворотным пунктом для семей тех, кого хунта «исчезла». Все стали понимать что, если человек исчез, то шансов остаться в живых у него очень мало.
Неподцензурные лоскутки с немудрящими, но правдивыми картинками, чилийский аналог русского лубка, режим изрядно напугали. Их объявили вне закона, в армейских приказах называли «гобеленами мерзости», а в аэропорту Сантьяго конфисковывали и уничтожали арпийеры предназначенные на экспорт, если их удавалось перехватить.
После того как в 1989 в Чили состоялись первые свободные выборы, чилийские арпийеры утратили свой политический контент и стали просто милыми сувенирами. Арпийеры политической направленности перекочевали в Перу и Мексику.
В комментариях – фоторгафии других арпийерас, в том числе одной, уникальной, сделанной не в Латинской Америке, а в лагере для перемещенных лиц на Кипре.
* * *
Я понимаю что найдется немало людей который захотят поучить меня политграмоте и прийти сюда с апологией Пиночета и его режима. Не надо, я вас очень прошу. У меня нет ресурса каждому в отдельности рассказывать и доказывать что свергать демократически избранное правительство силами армии не образец для подражания. Что преследовать людей за Маркса в домашней библиотеке или членство в сельскохозяйственном кооперативе не достойно восхищения. Что пусть даже три тысячи исчезнувших без суда за пятнадцать лет правления хунты – это на три тысячи больше чем допустимо. При Гитлере тоже был подъем экономики и порядок. Большинству немцев даже нравилось.

Leave a Comment