Даже обед в ресторане может быть феминистским актом
150 лет назад женщин не пускали в рестораны без сопровождения
20 апреля 1868 года дюжина женщин зашла в самый известный тогда в США ресторан “Дельмонико” в Нью-Йорке. Все эти женщины принадлежали к высшим слоям общества. Многие из них при этом работали, что в середине девятнадцатого века для женщины из этих слоев было немыслимо. Но сам их поступок был еще более необычным. Впервые в стране женщины пошли обедать в ресторан без сопровождения мужчин.
В это время американское общество было строго разделено по половому признаку и улицы были мужским пространством. Стоило женщине из высших и средних слоев появиться на улице, она тут же привлекала всеобщее внимание, а женщины из низших слоев были невидимками. Для всех женщин сопровождающий мужчина являлся необходимым пропуском в ресторан. (Лишь немногие рестораны предлагали закрытые кабинеты где женщины могли обедать в одиночку и стоило запредельных денег). По словам историка кулинарии Пола Фридмана, лишь очень немногие точки общепита обслуживали женщин. Например в Нью-Йорке 1850-ых места, где женщина могла купить мороженое и за столиком его съесть, можно было пересчитать на пальцах одной руки.
К концу 1868 года Дженни Каннингем Кроули это надоело. В это время в США находился с визитом Чарльз Диккенс и Клуб Журналистов Нью-Йорка закатил в его честь банкет в “Дельмонико”. Кроули хотела пойти на этот банкет, который был назначен на 18-ое апреля. Но Клуб Журналистов ей отказал, хотя она в нем и состояла. Кроули не отступилась и руководство клуба пошло на компромисс – посадить ее и коллег-журналисток за перегородку, туда где их будет не видно и не слышно (что-то это мне напоминает – примечание переводчика).
Дженни Кроули на банкет не пошла. Она решила положить конец этому бесконечному унижению. Возможности для этого у нее были выше среднего – к тому времени она была известной журналисткой и писала общенациональную еженедельную колонку по псевдонимом Дженни Джун. Позже она стала одной из первых женщин преподавателей журналистики.
Именно тогда Кроули основала первый американский женский клуб “Соросис”, что на древнегреческом означает “соцветие”. К этому делу она привлекла других образованных женщин из элиты общества включая журналистку Кейт Филд и пастора Эллу Диц-Клаймер. Первое заседание клуба Кроули решила провести в том самом ресторане “Дельмонико” и обратилась с этой просьбой к его хозяину, Лоренцо Дельмонико. Тот оказался человеком просвещенным и доброжелательным и согласился на небывалое – арендовать зал группе женщин без мужского сопровождения.
Сам выбор места был символичным. Не только потому что там принимали Диккенса (от приглашения на встречу клуба “Соросис” он отказался, тот еще был кукусик), но и потому что “Дельмонико” был кулинарной Меккой тогдашней Америки. Основанный как кондитерская в 1827, он стал первым на континенте рестораном по-настоящему высокой европейской кухни. К середине века на кухне заправлял шеф-француз и потчевал элитную публику настоящей haute cuisine. Кроули сделала ресторан штаб-квартирой клуба “Соросис”.
Первый американский клуб целиком управляемый женщинами, “Соросис” тут же привлек внимание и шквал критики. Целью клуба было объединить “женщин обладающих разумом, вкусом, интеллектом, культурой и гуманистическими воззрениями” и помочь женщинам с выходом на рынок труда. На каждое заседание приглашали лектора с какой-нибудь релевантной темой. В январе 1869 редакционная статья в Нью Йорк Таймс высмеяла усилия клуба помочь работающим женщинам города. “Но дражайшие создания как всегда непрактичны” – написал анонимный журналист. В журнальных карикатурах члены клуба “Соросис” изображались как агрессивные фурии. Так на одной карикатуре суфражистка размахивает сучковатой дубиной с надписью “Соросис”.
Но Кроли это все было как слону дробина. “Жизнь традиционной домохозяйки не отвечает нашим физическим и умственным потребностям” – писала она в 1869. Она хорошо знала о чем говорит. Болезнь и ранняя смерть мужа заставили ее быть единственным кормильцем семьи. Конечно она была продуктом своего времени и рассказывала женщинам что их домашних и материнских обязанностей никто не отменял. Но она сорок лет проработала журналистом, зарабатывала на жизнь пером и участвовала а основании Национальной Федерации Женских Клубов.
Клуб процветал и к концу первого года там выступило 83 женщины – ученые, писательницы, врачи, артистки. В своей книге “Дельмонико: Великолепный Век” Лейтли Томас пишет “до основания Соросис не было ни социальных, ни спортивных, не профессиональных женских клубов, ни даже церковных и миссионерских обществ возглавляемых женщинами”. “Соросис” породил множество женских клубов по всей Америке и многие его отделения активны до сих пор. Ланч в 1868 в ресторане “Дельмонико” подтолкнул женщин на массовое участие в общественной жизни.
Однако не все менялось быстро. Многие рестораны и клубы оставались исключительно мужским пространством аж до середины 20-ого века. По мере того, как все больше и больше женщины выходило на рынок труда, все больше и больше ресторанов и кафе начинали их обслуживать, потому что терять деньги никому не хотелось.
Ресторан “Дельмонико” все еще существует, но семья Дельмонико им уже не владеет. Уже ни у кого не вызывает вопросов возможность для женщин обедать в ресторанах без сопровождения, в вот насчет возможности делать карьеру без необходимости терпеть домогательства еще приходится копья ломать. По этому случаю ресторан “Дельмонико” закатил юбилейный банкет 19 апреля 2018 года, 150 с того самого первого обеда. Сегодня на кухне шеф-повар – женщина, Габриэлль Гамильтон. Меню включает в себя говяжий бульон с Мадейрой, консоме, краба в панцире и карамелизированный рисовый пудинг. Возможно именно и этим и потчевали Дженни Кроли и ее товарок 150 лет. (Вильям Похлебкин желчью бы облился от такого меню. Почему два бульона?)
Хотя на встречах клуба “Соросис” не подавали алкоголь (все и так был скандализованы дальше некуда), сегодняшний директор банкетов “Дельмонико” Карин Сарафьян считает, что они не отказались бы выпить по случаю юбилея и чтобы отметить все, что женщинам за последние 150 лет удалось завоевать. “Я считаю что они с нами и поднимают свои бокалы” – сказала она.