Эту статью написала Стефани Адамс. Она выросла в фундаменталистской христианской секте в Техасе, бежала оттуда, стала психологом и работает с такими же пережившими в детстве насилие как она сама. Кому интересно, предлагается почитать и сравнить — а как в еврейских “закрытых религиозных сообществах”? Есть такая хорошая игра — найди 10 отличий.
(1)Черно-белое мышление.
В секте нет никаких промежуточных оттенков между черным и белым. Любое явление или хорошо или плохо, либо от Бога, либо от Сатаны. Нет места ньюансам. В этом мире один поцелуй до брака это такой же грех как многочисленные связи, а мать работающая вне дома – кукушка и никаких «но». В психологии этот феномен называется «разграничение» и является одним из признаков пограничного расстройства личности. Типичный пациент с таким расстройством может сегодня осыпать психолога комплиментами, а назавтра разговаривать сквозь зубы или вообще отказаться разговаривать. Когда я вижу такое, я понимаю, что работы непочатый край, потому что человеку мыслящему абсолютными категориями будет вдвойне трудно работать над собственной жизнью.
Черно-бело-мыслящий всегда готов осудить самого себя. Их цели нереалистичны и недостижимы в принципе. Когда черно-бело-мыслящий что нибудь возглавляет, то возглавляемые постоянно катаются на аттрационе «американские горки», вверх-вниз, вверх-вниз. Кто то, кто проявляет малейшее несогласие с линией партии – например жалуется на домогательства – тут же попадает в черный список. В таких сектах жалобщики вытесняются и выживаются из общины раньше чем у кого-нибудь есть даже возможность услышать их версию событий и решить правильная ли она.
(2) Отказ от самостоятельных решений и передача этой функции общинному руководству.
Личный выбор ведет к греху. Не нужно делать личный выбор, более благочестивые люди уже за вас подумали и все решили. В секте, откуда я вышла, были правила когда воздерживаться от брачных отношений, как накладывать косметику, как составлять список покупок и семейный бюджет. В жизни почти не встречается ситуаций, где руководство секты чего-нибудь уже не решило и на тему не высказалось. Люди на позиции власти неправильно себя ведут? Но ведь в учении об этом нигде не сказано. И что делать жертве домогательств? Если единственный источник всего для нее руководство секты, а руководство само не ангелы?
(3) Субьективные доказательства.
Признание впечатлений и домыслов за факты когда они укладываются в общую идеологическую картинку. Когда критическое мышление не одобряется в угоду идеализированному стандарту, будет подвергнуто обструкции все, что не вписывается в этот стандарт. Кто будет слушать жалобщика если любой может просто обвинить его в клевете? Без объективного стандарта, будет отброшено все, что невыгодно господствующему мировоззрению
(4) Ложная проекция объективности.
В нашей секте библейские интерпретации главного пастора преподносились как слово Божье. Когда я пишу эту статью, я не претендую на то, что я источник правды в последней инстанции. Статья основана на моем личном опыте и опыте работы с жертвами насилия в фундаменталистских сектах.
Я психолог, а муж учится на врача. Для нас очень важно, чтобы наши пациенты понимали – мы люди способные ошибаться, которые выбрали определенные профессии, не больше. Когда врачи, психологи, священники не ставят таких границ, люди доверяют им и отключают собственные мозги.
Это один из наших когнитивных предрассудков, которые помогают нам справляться с принятием монгочисленных решений каждый день. Если кто-то одет в белый халат врача, или форму полицейского, или облачение священника, мы им инстинктивно доверяем, потому что всех учили, что власть и порядок это хорошо. Когда люди у власти ошибаются, то поди что-нибудь докажи.
(5) Культурная изоляция.
В моей секте нас учили, что мир исполнен греха и настоящий христианин должен бежать от мира. Вселенским злом объявлялись рок-музыка, телевеидение и высшее образование.
Когда община отрезает себя от мира, она теряет представление о реальности и доступ к ресурсам. Поэтому никто не доверяет «внешним» организациям, таким как полиция или службы помощи жертвам насилия. Единственные к кому жертва насилия может обратиться за помощью это к тем, кто так или иначе, кормится у всевластного насильника с руки.
(6) Ответственность не по адресу.
Печально, но почти каждая пациентка даже по касательной столкнувшаяся с миром консервативного христианства прекрасно понимала, что я имею в виду, когда я употребляла выражения «ловушка для глаз» или «заставила брата оступиться». С раннего возраста женщин в таких семьях и церквях учат, что если мужчина испытывает похоть, то угадайте с трех раз кто виноват.
Когда человек А обвиняется в действиях человека Б, человек А будет перманентно виноват уже по той простой причине что нет никакого способа проконтролировать реакции другой личности. Воронка чувства вины затягивает все больше и больше в то время как тот, кого «спровоцировали» продолжает грешить без всякой ответственности за содяенное.
Пережившие сексуальное насилие винят в происшедшим себя. Одна моя клиентка винила себя в том, что соблазнила своего отца. На момент «соблазнения» ей было четыре года. В закрытых сообществах жертвы насилия молчат о происшедшем потому что бояться (не без оснований), что их же во всем и обвинят.
(7) Сексуальное поведение как единственный способ измерить порядочность человека
Бесконечная пропаганда сексуальной чистоты приводит к тому, что единожды оступившись, человек чувствует себя запятнаным навсегда и никогда ни на что не пожалуется. В мире, где нельзя держать за руку даже жениха, как ты расскажешь, что пастор лез тебе под юбку?
(8) Иерархическая структура
В иерархической структуре руководство не избирается и не заслуживается, но дается божественном откровением и/или передается от отца к сыну. Это означает, что если руководитель плохо себя ведет, тебе нельзя исправлять его или обеспечить свою безопасность, но смириться и ждать пока руководитель не осознает свой грех и не исправится сам.
Да позволено мне тут будет поделиться собственным опытом. Насильники и растлители никогда не исправляются по собственной инициативе. Они могут прекратить свои действия, когда знают, что за действия придется тем или иным способом отвечать. Иначе, без давления извне, никак. Поэтому я рассматриваю иерархическую структуру как ту, в которой жертва терпит, а насильник продолжает, зная что от человека его положения отвечать никто не потребует.
(9) Идеализация прошлого.
Когда я была маленькой, мне казалось странным, что все старое считается автоматически лучше всего нового. Идеализация прошлого — это комбинация черно-белого мышления и культурной изоляции. Игнорируя все, что случилось после даты Х, рискуешь выплеснуть ребенка вместе с водой и остаться без идей и стратегий, которые могли бы кому нибудь помочь. И не надо говорить «тогда такого не случалось». Такое случалось всегда, но всегда заметалось под ковер. Этот исторический опыт не хотелось бы повторять.
(10) Особый Язык
Каждая группа имеет свой язык. Язык сплачивает членов группы и позволяет им общаться между собой. Но подмена руководством базовых понятий а-ля Джордж Орвелл затрудняет обозначить проблему и тем самым помогает в сокрытии преступлений.
(11) Интересы группы выше интересов личности.
В фундаменталистских обществах интересы группы всегда ставятся выше личных. Заявить о личных интересах, пытаться настаивать на личной безопасности – и человек уже заклеймен эгоистом. Не все способны выдержать такое моральное давление.
(12) Мышление при помощи формул
В нашей секте на любую проблему было уже сформулировано решение. Делайте так и будет вам щастье. Я написала статью о двенадцати признаках закрытых религиозных сообществ, которые способствуют совершению преступлений сексуального характера. Но я допускаю мысль что этих признаков может быть 13, а то и 20. Я знаю, что у меня нет ответов на все вопросы. Поэтому жертвы сексуальных преступлений часто отрицают что происходит. Ведь я все правильно делаю, я хорошая, послушная девочка, как со мной может происходить «не то»?