Я покопалась в истории эфиопской алии и то, что сумела прочесть без иврита на хвосте вам радостно несу.
В Университете Беер Шевы докторант-социолог Давид Ратнер писал диссертацию об адаптивных механизмах эфиопской молодежи при врастании в израильское общество. В процессе он собрал несколько десятков интервью представителей эфиопского старшего поколения и обнаружил вещь на мой взгляд куда более интересную чем абсорбция эфиопской молодежи в Израиле. Большая часть еврейской и израильской общественности склонна думать что Бета Исраэль жили в пасторальной изоляции и занимались только тем что пасли коз и мечтали об Иерусалиме. В двадцатом веке это было уже совсем не так. Община испытывала идеологическое брожение на удивление похожее на то, что пережила в конце 19-ого века наша собственная община на территории Российской империи. Молодежь Бета Исраэль в Эфиопии активно ударялась и в марксизм, и в сионизм. Рассадником новомодных политических течений стал единственный университет в Адис Абебе, основанный в начале пятидесятых. С начала шестидесятых там пышным цветом расцвели марксистские кружки со стандартным набором требований – земельная реформа, ограничение роли церкви и монарха, прекратить великоамхарский шовинизм. И да, представителей Бета Исраэль в этих кружках было сильно больше чем их доля в населении Эфиопии, причем не только парней, но и девушек. Из этих кружков образовалась Народно-революционная партия Эфиопии (НРПЭ), но свергли монархию не они, а группа честолюбивых офицеров, получившая название Дерг (буквально «совет»). Глава Дерг Менгисту Хайле Мириам получил только военное образование, всех этих университетских болтунов крепко не любил и как только Дерг получил власть, начались репрессии против НРПЭ. Террором Дерг выкосил целое поколение образованных молодых эфиопов, среди которых было немало Бета Исраэль. Оставшиеся в живых присоединились к Народному фронту освобождения Тиграй и что самое интересное, были туда на равных приняты. Так что можно сказать, что эфиопским евреям было еще меньше за что любить свой правящий режим чем советским.
И вот тут мы подходим к легендарной личности, соединившей в себе функции Гариетт Табмен и Натана Щаранского. Итак, Фареде Язазао Аклам или «наш человек в Адис-Абебе». С начала семидесятых он был сионистским активистом. Надо сказать что первые несколько самолетов с Бета Исраэль улетели из Адис-Абебы вполне легально, с разрешения Дерг. Объяснялось все просто – Израиль поставлял Эфиопии оружие. Но Моше Даян любил прихвастнуть и слил журналистам подробности этого соглашения. Руководство Дерг обиделось, объявило сионизм вне закона и Фареде пришлось уйти в глубокое подполье. Он бежал в Судан и оттуда послал телеграмму в израильское консульство в Женеву – «заберите нас домой». Так наладилось его сотрудничество с Мосадом. Сидя в Хартуме, Фареде отправлял зашифрованные (!) инструкции лидерам еврейских общин в Эфиопии – еще одно доказательство что никто там уже не жил в каменном веке, и даже не в бронзовом. Бета Исраэль шли из Эфиопии в Судан пешком. Около 4000 человек погибло в пути. Многие умерли от голода и болезней уже в Судане – в Эфиопии обстановка была такая что оттуда бежали все, что делало условия в лагерях беженцев просто ужасающими. Снова и снова Фареде возвращался в Эфиопию за очередным караваном. Последний раз поехал в 2009 и не вернулся. Пишут «погиб при таинственных обстоятельствах». Похоронен в Беер Шеве.
1) Фареде Аклам в молодости. Эта фотография вклеивалась во все фальшивые паспорта, которых у него было много
2) Судан, начало восьмидесятых. Фото из семейного архива
3) Аэропорт Бен Гурион, начало восьмидесятых. Фото из семейного архива.
4) Фареде Аклам с женой Самирой в Холоне, 2008 год.
5) Нафтали Аклам, младший (на 30 лет) брат Фареде с его портретом.
Да, я вовсю объективирую и облизываюсь, потому что Фареде уже десять лет как покойник, а Нафтали мои облизывания по-русски никогда не прочтет. Посмотрите какие лица у обоих. Ведь ничего похожего на знамя эфиопской общины двухмесячной давности, прости Господи. Цвет другой, черты другие и по образованию в каждом глазу.