Лишь в некоторых случаях писатели влияют на американское общество настолько что оно становится более гуманным или менее гуманным. В середине девятнадцатого века Гариетт Бичер-Стоу стала одним за катализаторов того, что американское общество стало человечнее и освободило четыре миллиона людей из рабства. Век спустя Айн Рэнд помогла превратить США в одну из самых бессердечных развитых стран на земле, в нео-диккенсовское общество, где медицинская помощь дозируется в зависимости от платежеспособности пациента, а молодежь начинает жизнь с огромных долгов потому что иначе не получишь образования.
Рэнд оказала влияние на многих из тех, кто впоследствии оказался у кормила власти. В пятидесятые годы, когда она читала рукопись книги “Атлас расправил плечи” в своем кружке, одним из слушателей был Алан Гриншпан, который потом возглавлял Федеральную Резервную Систему с 1987 по 2006. В году Рональд Рейган написал в личном письме “Я восхищен Айн Рэнд”. Сегодня конгрессмен Пол Райан благодарит Рэнд за то, что ее книга подвигла его начать ее политическую карьеру. Сенатор Рон Джонсон называет “Атлас расправил плечи” основой своего мировоззрения. Отец и сын Рон и Рэнд Пол (папа конгрессмен, сын сенатор) тоже неоднократно заявляли о своей приверженности философии Айн Рэнд. Среди других почитателей — судья Верховного Суда Кларенс Томас, Кристофер Кокс (директор Комиссии по ценным бумагам в администрации Буша-младшего) и бывший губернатор Южной Каролины Марк Сэнфорд (тот самый который на средства из казны штата летал к любовнице в Аргентину — примечание меня).
Соблазнение Натана Блюменталя
В то время как Алан Гриншран стал самым известным широкой публике членом кружка Рэнд, оттуда также вышел другой примечательный человек — Натаниэль Бранден, психотерапевт и автор многих книг. В четырнадцать лет Натаниэль (тогда еще Блюменталь) прочел книгу Fountainhead. Впоследствии он вспоминал что это книга дала ему почувствовать себя суперменом, сильным и неуязвимым. Она написал автору письмо, затем второе. К его удивлению, Айн Рэнд позвонила ему и он получил приглашение к ней домой (тогда ему было уже не 14, а 20). Вскоре он сменил фамилию с Блюменталь на Бранден, чтобы даже фамилией доказать восхищение любимой писательницей (бРАНДен). В 1955, когда Айн было около пятидесяти, а Натаниэлю вдвое меньше, они стали любовниками. Айн была замужем, а Натанэль женат.
Дальше последовала история достойная Голливуда. Рэнд созвала совещание со Натаниэлем, его женой Барбарой (тоже членом кружка) и своим мужем Френком. Она уговорила Френка и Барбару, что предоставить им с Натаниэлем возможность встречаться один день и один вечер в неделю будет “разумно”. Возражать никто не осмелился. Иногда, приходя в нью-йоркскую квартиру Рэндов, Натаниэль сталкивался с Френком, который как раз уходил. Мягкий, но пассивный Френк направлялся в бар и там заливал свою обиду спиртным.
К середине шестидесятых 34-летний Натаниэль устал от 59-летней Айн Рэнд. Жена для него давно уже ничего на значила, но признаться Айн в том, что хочет закончить отношения он боялся. Поэтому он нашел третий вариант — молоденькую манекенщицу Патришу Скотт. Разъяренная Рэнд вызвала его на судилище на собрание всех членов кружка. Она при всех устроила ему разнос, а под конец прокляла импотенцией на ближайшие двадцать лет.
Рэнд тут же залепила Нетаниэлю пару пощечин (шрамы потом долго заживали) и выгнала его из кружка. Заодно выгнала и бедную Барбару — за нелояльность, за то, что та вовремя не просигналила на мужа. (Тут можно только восхититься хитростью и обходительностью Алана Гриншпана. Он сумел сохранить доверие Айн Рэнд несмотря на то, что Натаниэль познакомил его с сестрой Патриши и они часто ходили на свидания вчетвером).
После изгнания из кружка Натаниэль, опасаясь мести адептов отвергнутой Рэнд, уехал в Калифорнию от греха подальше. Он открыл процветающую практику психотерапевта и написал два десятка книг, в названиях которых часто встречаются self и self-esteem. Рэнд и Бранден так и не помирились, но он оставался поклонником ее философии до самой своей смерти в декабре 2014.
Поступки Айн Рэнд снова и снова демонстрируют что ей было наплевать на кого-либо кроме себя. Она курила по две пачки сигарет в день, а когда ей замечали что это может быть опасно для здоровья, называла статистические данные по теме научно необоснованными и нерациональными. После того как рентгеновское обследование показало, что у нее рак легких, Айн Рэнд бросила курить и прооперировалась. Члены кружка пытались объяснить ей что многие курят потому что ей поверили и если она бросила курить, она могла бы им об этом сказать. Никто не ждал от Айн Рэнд что она будет всем рассказывать про свой рак. Достаточно было сказать что статистику заболеваемости рака легких по признаку курит-не курит можно интерпретировать по разному. Однако Айн Рэнд и это сделать отказалась.
* * *
Когда я был мальчиком, я читал комиксы, наряду с Fountainhead и Atlas Shrugged. Если говорить о степени схематичности персонажей, то особой разницы не было. Но если говорить о мировоззрении, то разница была очень большая. В отличии от Бэтмена и Супермена, герои Рэнд были героями потому что не думали ни о ком кроме себя, а о ком-то кроме себя думали лишь слабаки.
Рэнд писала: “”Капитализм и альтруизм несовместимы… Выбор ясен: или новая мораль рационального действия в собственных интересах с такими результатами как свобода, справедливость, прогресс и счастье человека на земле — или доисторическая мораль альтруизма с ее последствиями — рабством, грубой силой, болотом стагнации и человеческими жертвами”. Для многих подростков мысль о том, что быть эгоистом это высокоморально может иметь опьяняющий эффект; некоторые из этой идеи никак не могут вырасти.
Рэнд рассказывала своим юным почитателям как она объяснила одному книготорговцу свою философию пока стояла на одной ноге. “Метафизика = объективная реальность. Эпистемология = разум. Этика = личный интерес. Политика = капитализм. ” Как же эта философия получила власть над юными умами?
Метафизика = объективная реальность. Рэнд предложила запутавшимся в жизни подросткам сильнейший наркотик — абсолютную уверенность и избавление от тревоги. Рэнд считала, что существует объективная реальность и именно она знает какая я реальность объективна. В ее реальность жили заводы, небоскребы, железные дороги и идеи — ее идеи. Объективная реальность Рэнд не включала в себя ни тревогу, ни печаль, ни заботу о ком-то. Юмора там тоже было негусто, смеяться над собой Айн Рэнд совершенно не умела. Рэнд рассказывала кружковцам, что в объективной реальности нет места Бетховену, Шекспиру и Рембрандту — они слишком трагичные и слишком сложные. Она предпочитала читать Мики Спилейна (американский аналог Марининой — примечание меня) и смотреть Charlie’s Angels.
Эпистемология = разум. Для Рэнд разум это универсальный инструмент контроля над Вселенной. Она презирала Платона и членов своего кружка учила тому же. Однако описанный Платоном метод Сократа для достижения истины в процессе диалога она в кружке вовсю применяла. И хотя она регулярно говорила что уныние и отчаяние недостойны настоящего объективиста, кружковцам было велено штудировать Достоевского, чьи книги наполнены мрачностью, унынием и отчаянием. Демагог должен обладать не только хорошо подвешенным языком. Он просто обязан быть интеллектуально непоследовательным, иногда в наглую. Это помогает избавить коллектив последователей от неудобных людей, имеющих неудобную привычку замечать нестыковки в доктрине вождя.
Этика = личный интерес. Для Рэнд альтруисты это такие манипуляторы. Что могло бы более соблазнительным для подростков уставших от родительской заботы? Защитники Рэнд (включая Нетаниэля Брандена) утверждают что ее воззрения на этику подаются в ложном свете. Некоторые персонажи ее книг проявляют порядочность, на сама Рэнд никогда не сделала попытки понять чем порядочность отличается от “хочу чтобы было по-моему здесь и сейчас. До конца жизни ее целями остались деньги, власть, контроль над окружающими и возможность спать с кем душа пожелает не обращая внимания на последствия для окружающих. Приравнивать свое тщеславие и эгоизм к порядочности освобождает молодых людей от трудного выбора – мне поступить порядочно или в своих интересах?
Политика = капитализм. В то время как Рэнд постоянно обличала советский тоталитарный коллективизм, она обходила молчанием тоталитарную природу мега-корпораций, которым совсем не нужны люди обладающие индивидуальностью, независимостью и внутренней свободой. Она знала что в Америке не разбогатеешь если не будешь призывать людей к покорности работодателям. А разбогатеть так хотелось. Отсюда лекции с названиями “Биг Бизнес — преследуемое меньшинство Америки”. И мечтающие о деловом успехе молодые люди могли радостно следовать “радикальному капитализму” Рэнд, чувствовать себя радикальными — и при этом ничем не рисковать.
* * *
Наследие Айн Рэнд
В недавние годы для публичных лиц стало приемлемым выражать восхищение Рэнд несмотря на ее презрение к религии вообще и к христианству в частности. Пока она была жива, ее философия была источником удовольствия для группы лиц, но сама Рэнд была слишком радикальна чтобы с ней публично появляться. Те, кто использовали ее книги чтобы оправдать свой эгоизм, избегали ее на людях именно по этой причине. Рэнд заявила в телевизионном интервью: “Я против Бога. Я не одобряю религию. Это признак психологической слабости. Я считаю религию злом”
И верная себе в своей интеллектуальной непоследовательности, Айн Рэнд таки верила в бога. Этим богом была она сама. Она писала:
“Я распрощалась с чудовищем под названием “мы”. Это слово означает крепостничество, грабеж, нищету, ложь и стыд. Я увидела лицо бога и я короную его над всей землей. Это бог, которого люди искали испокон веков. Единственный бог, который принесет им мир и радость. Этот бог – “я”.
В то время как Гариетт Бичер-Стоу пристыдила американцев за расчеловечивание и удержание в рабстве своих соотечественников, то Айн Рэнд освободила американцев от чувства вины за эгоизм и провозгласила эгоизм высшей формой морали. Некоторые бывшие кружковцы и последователи осознать насколько разрушительная для всех это философия (в первую очередь для носителя) и попытались устроить в своей голове уборку и прополку. Смогут ли Соединенные Штаты сделать то же самое в масштабах целой страны?
* * *
И от меня. Я не считаю что личным интересам и эгоизму нет места вообще. Я всегда говорю, что в личном общении альтруизм должен идти только от сердца, идти сам. Все попытки вытащить его клещами, выдавить задействуя чувство вины не эффективны и не кончаются ничем хорошим. Но провозглашать self-interest венцом морали — это совершать откат от цивилизации в варварство и натягивать сову на глобус. Ничего оригинального Айн Рэнд не изобрела. Был у нее современник, который писал, обращаясь к своим последователям — “Я освобождаю вас от химеры совести”.