Посиделки с Клио

Как Браха Авигад сохранила израильские цветы

В первые пару десятилетий существования государства была реальная опасность что из пейзажей Израиля навсегда исчезнут дикие цветы. В 1963 был принят закон запрещающий рвать дикие цветы и за ним последовала удивительно успешная разъяснительная кампания. Простые слова и прекрасные иллюстрации послужили действенной социальной рекламой и теперь мы имеем возможность любоваться на те же цветы на которые когда-то любовались праотцы и праматери.
За этими чудесными иллюстрациями стоит Браха Авигад. Лишь немногим известны ее имя и биография, но почти все израильтяне когда-нибудь видели ее иллюстрации цветов растиражированные на плакатах, открытках, в книгах и даже на керамических изразцах. Браха родилась в 1919 в Латвии. При рождении ее звали Беатриса Гутман. Ее отец был семьи виноделов, дед по матери управлял имением немецкого барона. Выросла Браха в Германии, в Дармштадте. Она с детства рисовала и особенно любила рисовать цветы, благо в лугах и садах вокруг Дармштадта этого добра хватало. Первое признание к ней пришло от учителя рисования в школе – убежденного нациста. Он ущипнул шестиклассницу за щечку и сказал – какая жалость что ты еврейка, будь ты арийка, я бы отправил твои работы на конкурс в Мюнхен.
Спустя некоторое время Браха вылетела из школы, а в 1935 приехала в Палестину, совершенно одна. Она поступила в академию искусств Бецалель и обучалась на личную стипендию от Генриетты Сзольд – той работы Брахи очень понравились.
Браха оставила 150 акварелей – изображений разных цветов Эрец Исраэль. Она умерла в 2016 году.

Leave a Comment