С удивлением узнала что все десять ныне правящих монархов Европы являются потомками одной супружеской пары, кто с одной стороны, а кто и с обеих. Что удивительно, Иоганн Вильгельм Фризо не был королем, а был штадтгальтером двух нидерландских провинций из пяти. Его супруга, Мария-Луиза, была дочерью ландграфа Гессен-Кассель, тоже так себе. Детей у них было всего двое, так как Иоганн Вильгельм рано погиб. И тем не менее ныне правящие монархи Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Лихтенштейна и Монако – их потомки.
Иоганн Вильгельм приходился двоюродным братом знаменитому штадтгальтеру Нидерландов и по совместительству английскому королю Вильгельму Третьему Оранскому. Вильгельм Третий прославился тем что успешно отстоял Нидерланды от притязаний Людовика Четырнадцатого, вообще много и успешно воевал, был женат на своей английской кузине Мэри. Парламент возвел Мэри на английский престол вместо ее непопулярного отца-католика и Вильгельм правил с вместе с ней как соправитель, потом, после ее смерти, один. И современники, и потомки, единодушно оценивают Вильгельма и Мэри как успешных правителей и просто очень хороших людей. Вильгельм Третий умер в 36 лет бездетным – упал на охоте с коня и сломал ключицу. Это наложилось на уже развитую пневмонию и вообще подорванное в бесконечных военных походах здоровье. (Прошел слух что конь Вильгельма споткнулся о кротовую нору. Сторонники свергнутого отца Мэри в изгнании любили провозглашать злорадные тосты за «джентльмена в черной бархатной шубке» — за крота).
В Англии воцарилась сестра Мэри Анна, а штадтгальтерство Нидерландов Вильгельм завещал своему двоюродному брату, нашему герою, Иоганну Вильгельму Фризо. Но пять из семи провинций не признали Иоганна Вильгельма и долго жили вообще без штадтгальтера. Иоганн Вильгельм родился в 1687 году. Во время войны за испанское наследство он командовал голландской пехотой в нескольких сражениях, проявил себя как умелый и решительный командир. В одну из побывок Иоганн Вильгельм вернулся домой и имел неосторожность рассказать матери как его позицию накрыло артиллерийским огнем. Матушка, Генриетта Амалия Ангальт-Дессау, сделала в общем логичный вывод – сына надо женить, а то династия в опасности. Она предложила ему на выбор двух кандидаток и напутствовала «сын мой, выбирайте, как между стульями, смотрите на каком сидеть удобнее». Весной 1709 Иоганн Вильгельм поехал в Гессен Кассель и за неделю обручился с дочерью ландграфа Марией-Луизой. Другую кандидатку он даже рассматривать не стал. Через два с лишним года, возвращаясь с фронта в Гаагу, Иоганн Вильгельм утонул в реке Холландс-Дип. Ему было 23 года. Детей с Марией-Луизой у них было двое – дочь Анна-Шарлотта-Амалия и сын Вильгельм-Карл-Генрих, родившийся через шесть недель после гибели отца.
Мария-Луиза осталась одна в чужой стране, юная вдова с двумя малышами. От свекрови она не получала никакой поддержки, ни материальной, ни моральной. Мария-Луиза была не просто доброй и умной, не просто умела располагать к себе выходцев из всех сословий, они понимала то чего понимали лишь немногие из современных ей монархов – что власть это в первую очередь ответственность перед людьми. Она успешно регентствовала при сыне двадцать лет (с 1711 по 1731) и получила у подданных прозвище «тетушка Мария». Приходилось сталкиваться с разными кризисами, а особенно Мария-Луиза проявила себя когда в Голландию на кораблях с Явы приехал незваный гость – корабельный червь шашень, моллюск который умел проедать туннели в древесине. Нависла серьезная угроза над дамбами и береговыми укреплениями и большие участки земли в провинции Фрисландии могли быть затоплены в первый же серьезный прилив. Заседавшие в Гааге Генеральные Штаты не хотели отпускать средства. Мария-Луиза обратилась к этому мужскому коллективу с такой речью, что получила не только средства, но и солдат для ремонтных работ. Мария-Луиза активно занималась благотворительностью, жила очень скромно, любила читать духовную литературу, да и светскую не забывала. Она активно приглашала в Нидерланды гонимых в своих странах протестантов, которые приезжали целыми общинами. С 1759 по 1765 опять была регентом, уже при внуке, после того как скончались ее сын и невестка. Умерла в 1765 году. Надо сказать, что дети Иоганна-Вильгельма и Марии-Луизы тоже не отличались многодетностью. У Анны-Шарлотты-Амалии было два сына, у Вильгельма-Карла-Генриха – дочь и сын.
Кроме ныне правящих монархов, Иоганн-Вилгельм и Мария-Луиза были предками последнего австро-венгерского императора, последнего германского кайзера, последних королей Греции, Италии и Румынии, последних царей России и Болгарии. Более того, если бы во Франции сейчас решили реставрировать монархию, им пришлось бы выбирать из трех претендентов – по версии орлеанистов, легитимистов и бонапартистов. Все трое ныне здравствующих претендентов – потомки Иоганна Вильгельма Фризо и Марии Луизы Гессен-Кассель.