Посиделки с Клио

Три злых гения императора Пу И на экране и в жизни

Это пост для тех кто фанатеет от новейшей истории (официально считается все что с 1914) и фильма «Последний император». Мы с вами посмотрим на трех личностей, каждую по своему незаурядную, сыгравших в судьбе недалекого последнего императора зловещую роль. Это Масахико Амакасу, Ёсико «Восточная драгоценность» Кавасима, и – я сама удивилась – Реджинальд Флеминг Джонстон. Для начала пропустим вперед даму.
1) Восточную Драгоценность при рождении звали Айсиньцзюэло Cяньюй. Она была императорского рода Айсин Гиоро, того же что Пу И. Родители – великий князь Су и его наложница, девочка была четырнадцатой по счету дочерью. В восемь лет (это 1915 год) ее отдали на воспитание другу отца, японскому коммерсанту и разведчику Нанива Кавасима. Так девочка стала Йосико Кавасима. Некоторое время Йосико прожила в Токио с приемной семьей, а потом ее отправили в школу для девочек в городе Мацумото. В 1922 умер ее биологический отец, а мать покончила жизнь самоубийством – такие в этом семействе были правила. Ёсико отправили в другую школу, где девочек помимо стандартной программы учили еще дзюдо и фехтованию. Когда ей было 17 лет, случилось что-то заставило девушку сначала попытаться убить себя, а потом коротко остричь волосы, одеваться исключительно в мужское платье и пользоваться мужским родом в грамматике, говоря о себе. Ёсико потом обвинила приемного отца в том что он ее изнасиловал, слухи ходили самые скандальные. Она решила уехать из Японии и заключить политически выгодный брак, чтобы таким образом получить респектабельность. Мы не знаем когда именно японская разведка начала курировать маньчжурскую принцессу, но брак Ёсико с сыном лояльного Японии монгольского генерала был Японии весьма выгоден. Брак был заключен в 1927, но через два года супруги расстались. (Ганжуржаб во время войны командовал монгольским соединением воевавшим на стороне японцев, попал в советский плен и был выдан властям КНР. Сидел в Фушуньской тюрьме для военных преступников, там же где Пу И.) Ёсико переехала в Шанхай и вот тут начала реально работать на японскую разведку и выполнять соответствующие поручения. На экране актриса Мэгги Хан создала яркий образ затянутой в кожу летчицы, но реальная Ёсико Кавасима летному делу не обучалась и вообще к авиации отношения не имела. А вот то что она напела Пу И в уши что Китай от него отвернулся и только Япония восстановит его в утраченных правах и подарит маньчжурскому народу процветание отдельно от Китая – это правда. (Императорские усыпальницы действительно были разграблены, над телом императрицы Цыси действительно надругались, даже жемчужину вынули изо рта. Насчет того подарил ли Чан Кайши жемчужное ожерелье Цыси своей жене Сун Мэйлин – нигде ничего не нашла)
После воцарения Пу И, Йосико продолжала работать на Японию, став на время «спутницей» генерал-майора Хаяо Тады, военного советника Пу И. В 1932 году ей даже удалось организовать из бывших бандитов и разбойников кавалерийский отряд в 3000—5000 сабель, который проводил карательные акции, уничтожая воевавших против японских оккупантов партизан (так называемый «План умиротворения Манчжоу-го»).
Теперь японские газеты превозносили её как «Маньчжурскую Жанну д’Арк» а сама Йосико, крайне популярная в местном высшем обществе, стала выступать по радио и даже выпустила пластинку песен в собственном исполнении. Однако отношение к ней у японцев стало меняться по мере того, как в выступлениях Йосико всё чаще звучали критические ноты порицания колонизаторской политики Японии в Маньчжурии. В её способностях разведчицы уже не было необходимости, и постепенно она ушла со сцены. В конце 1945 Йосико арестовали в Пекине гоминьдановские власти и объявили в измене родине. В тогдашней китайской юриспруденции это понятие передавалось двумя иероглифами, которые можно перевести как «предатель народа хан», предатель собственно китайцев. Адвокаты Йосико уцепились за эту техническую деталь, пытаясь убедить суд что их подзащитная может быть маньчжурка, может быть японка, но уж точно не китаянка и обвинять ее в предательстве собственного народа смысла не имеет. Однако суд это не убедило и 20 октября 1947 Йосико Кавасима была расстреляна. Тело забрал некий японский монах, устроил кремацию и отослал в Японию, приемной семье Йосико. Те похоронили урну в семейном храме. (Стратегия защиты «я не китаянка и поэтому не могу быть предательницей китайского народа» сработала на отлично в другом похожем деле – деле подруги и тёзки Йосико Кавасимы по имени Йосико Ямагучи, главной звезды подконтрольной японцам киностудии Маньчжу-го. Ямагучи с документами в руках доказала что она японка, хоть и снималась под китайскими псевдонимами на китайском языке и ее казнить не стали).
2) Масахико Амакасу – этот тот самый японец который в фильме сначала тихо болтается у Пу И за плечом, снимает на кинохронику его коронацию, а в сороковые годы уже просто позволяет себя на императора кричать и отчитывать его как мальчишку. Родился в 1891 году в префектуре Мияге, сын самурая. С детства не жил дома, обучался в кадетских корпусах. Закончил императорскую военную академию, служил в пехоте и в военной полиции в Японии и в Корее.
Тут необходимо сделать отступление и рассказать о Великом землетрясении Канто, которое случилось 1 сентября 1923 года. По масштабу разрушений и числу жертв оно стало самым разрушительным за всю историю Японии. Землетрясение охватило площадь около 56 тыс. км². Основное разрушительное воздействие пришлось на юго-восточную часть провинции Канто. В результате землетрясения и последовавших за ним пожаров были практически уничтожены Токио, Иокогама, Йокосука и ещё 8 менее крупных городов. В Токио только пожаром было уничтожено свыше 300 тысяч зданий (из миллиона), в Иокогаме подземными толчками было разрушено 11 тысяч зданий и ещё 59 тысяч сгорело. Ещё 11 городов пострадали менее серьёзно.
Из 675 мостов 360 было уничтожено огнём. Токио лишился всех каменных зданий. Официальное число погибших — 142 тысячи, ещё 40 тысяч числятся пропавшими без вести, свыше миллиона остались без крова. Общее число пострадавших составило около 4 миллионов.
В Канто решили воспользоваться кризисом и устроили резню местных корейцев. Погибло от 6000 до 10000 человек. (В лучших японских традициях вины за резню никакой японский официальный орган не признает. Мэр Токио в 2017 заявил что произошла резня или нет «это вопрос который историки еще не выяснили» и на следующие выборы благодарные избиратели внесли его в кресло буквально на руках. Националистические группы периодически требуют разрушения мемориала жертвам ибо это «язык ненависти против наших предков»). А жандармерия и полиция решили под шумок уничтожить всех политических смутьянов и вот тут отличился наш герой Масахико Амакасу. Он командовал отделением военной полиции в Канто. По его приказу были арестованы неформальный лидер японских анархистов Осуги Сакае и его жена, известная анархо-феминистка Ито Ное. Со взрослыми вместе замели и шестилетнего племянника Осуге, которого супруги воспитывали. Амакасу лично командовал карательным взводом. Солдаты до смерти избили арестованных и бросили трупы в колодец. Это было слишком даже для тогдашней Японии, тем более что властям еще пришлось объясняться с американцами – убитый ребенок, племянник Осуге, был американским гражданином. Амакасу отдали под трибунал и приговорили к десяти годам заключения. Просидел три года – выпустили по общей амнистии по случаю восшествия на престол императора Хирохито. Масахико Амакасу уехал во Францию обучаться военному делу. С начала тридцатых – резидент японской разведки в северном Китае и вот тут он впервые появляется на горизонте Пу И. Как и когда они впервые встретились я не нашла. Но с начала тридцатых Масахико Амакасу плотно «пас» бывшего императора, следил за каждым его шагом, окружал нужным людьми. С 1939 – директор единственной киностудии Маньчжу-го. С технической точки зрения Амакасу создал киностудию с нуля, ездил в Германию закупать оборудование, приглашал экспертов, не скупился на зарплаты режиссерам и артистам, даже если они не были японцами. Но даже хорошо сделанная пропаганда оставалась пропагандой, а не искусством. Киностудия как блины выпекала фильмы о том как хорошо живется маньчжурам под японским патронажем, о дружбе всех народов Азии, а любви японского героя и прекрасной (хоть и изначально антияпонски настроенной) китаянки. Именно в этих фильмах блистала Йосико Ямагучи – ни одна китайская актриса не соглашалась играть эту оскорбительную для китайцев лабуду. В августе 1945, когда советские войска заняли территорию Маньчжоу-Го Масахико Амакасу покончил с собой проглотив ампулу с ядом. В кино персонаж в исполнении японского актера Риючи Сакамото пускает себе пулю в голову. Непонятно почему у киноверсии Масахико Амакасу пустой рукав – я нигде не нашла информации что у реального Масахико Амакасу не было руки.
3) Реджинальд Флеминг Джонстон родился в 1874 году в Эдинбурге («Где похоронены ваши предки? – В Шотландии, ваше величество»). Учился там в университете, завершил образование в Оксфорде. В 1898 нанялся на британскую колониальную службу в Гонконг. Объездил весь регион, включая Лаос, Вьетнам, Таиланд, Корею и Бирму. Увлекся буддизмом и начал критиковать миссионеров, за что был с колониальной службы уволен. В 1908 получил аудиенцию у 13-ого далай-ламы, один из немногих европейцев которым это удалось. Написал несколько научных работ. В 1919 его пригласили учителем к тринадцатилетнему Пу И. Через пять лет Пу И и его двор выгнали из Запретного Города и лишили всех привилегий, причем именно этот государственный переворот совершил генерал Фэй Юйсян – тот самый который целыми ротами крестил своих солдат, поливая их из пожарной кишки. Джонстон подался в Британский Вэйхай, колонию вокруг порта Вэйхай которую англичане арендовали у китайского правительства. Был избран вице-губернатором колонии. В 1930 срок аренды закончился, Вэйхай вернули Китаю, а Джонстон вернулся в Англию. Преподавал китайский язык в Лондонском университете, подарил университету свою библиотеку в 16000 томов. С Пу И они продолжали переписываться. Джонстон очень расстраивался видя что его любимый ученик превратился в японскую марионетку. Ему повезло не дожить до того светлого момента когда любимый ученик назовет его лжецом, а книгу «Сумерки в Запретном Городе» — выдумкой. В 1937 Джонстон ушел на пенсию и уехал в родную Шотландию. Купил себе маленький остров, оборудовал на нем сад в китайском стиле и поставил флаг Маньчжоу-Го. Умер после недолгой болезни. По его завещанию, тело кремировали, а прах развеяли над озером.
Почему же я назвала Реджинальда Флеминг Джонстона «злым гением» последнего императора? Ведь в отличии от первых двух, он не использовал Пу И, а был искренне к нему привязан, искренне желал ему добра. Он действительно ознакомил Пу И с азами западной культуры, действительно научил его пользоваться велосипедом и телефоном, действительно выбил ему разрешение носить очки. Но из всего богатства западной цивилизации Джонстон не поделился с Пу И главным – демократическими либеральными ценностями. Почему? Да потому что сам их не разделял. Как это иногда случалось с европейцами погружающимися в восточные культуры, Джонстон решил что раз китайская культура древнее европейской, то она мудрее и выше. (Нечто похожее произошло с русским генералом Унгерн фон Штернберг, который на полном серьезе решил возглавить Монголию и возродить империю Чингисхана. Монголы считали его воплощением бога войны и фон Штернбергу это страшно льстило). Джонстон был уверен что конфуцианская монархия – лучший способ управлять Китаем. Этой уверенностью он делился с Пу И, внушал ему что народ его на самом деле любит, а воду мутят всякие коммунисты, анархисты и христиане. При всем своем блестящем знании языка и культуры, Джонстон так и не понял, что выросло новое поколение китайцев, у которых очень сильные национальные чувства – и им ни разу не упал чужак-маньчжур в качестве императора. И Пу И надеялся на реставрацию, надеялся что его позовут править. И когда японцы позвали, то пошел. В общем остается только поблагодарить Питера О’Тула за прекрасную актерскую работу и опечалиться что всё вышло так как вышло.
Фото 1-2 — Восточная Драгоценность в жизни и на экране в исполнении Мэгги Хан
   
Фото 3-4 — Масахико Амакасу в жизни и на экране в исполнении Риючи Сакамото
   
Фото 5 — Реджинальд Флеминг Джонстон в Запретном Городе с с императрицей Ванронг и ее американской гувернанткой Исабель Ингрэм. Джонстон и Ингрэм были единственными иностранцами которым разрешали оставаться на ночь в Запретном Городе.

Leave a Comment