Посиделки с Клио

Водонапорные башни как символ сионизма

Теила Бигман, журнал «Сгула»
Первые водонапорные башни появились в середине девятнадцатого века в западной Европе и США. Регулирующая роль водонапорной башни заключается в том, что в часы уменьшения водопотребления избыток воды, подаваемой насосной станцией, накапливается в водонапорной башне и расходуется из неё в часы увеличенного водопотребления.
В Палестине водонапорные башни появились в конце девятнадцатого века и тут же стали визуальным маркером – здесь живут евреи и не просто евреи, а халуцим, первопроходцы. Вот что написано в буклете Керен Каемет Исраэль (Еврейского Национального Фонда) 1939-ого года издания.
Земля и вода – вот две основы еврейских сельскохозяйственных поселений. После того как ККЛ выкупил землю, ишув занялся выкуплением воды. Когда строят новые поселения, непременно строят водонапорную башню. Эти башни стали верным признаком отделяющим еврейское поселение от его арабского окружения.
Этот пассаж как нельзя эффективно передает один из краеугольных камней сионистской идеологии и практики. Сначала выкупить землю, потом снабдить водой. Готовность вкладывать средства в такие долгосрочные проекты как водопровод демонстрировала готовность – евреи пришли надолго и останутся навсегда. Кроме того, водонапорные башни стали символом модернизации, технологии и прогресса, которые сионизм принес в Палестину – по контрасту с примитивнейшими условиями в арабских деревнях. Водонапорные башни стали еврейским архитектурным символом по контрасту с минаретами и шпилями церквей.
Первая водонапорная башня в Палестине была построена в 1891 в Зихрон Яакове. Следующие построили в еще двух поселениях под патронажем Ротшильда – в Ришон ЛеЦионе в 1898 и в Мазкерет Батье в 1905. Ахузат Байт, которая потом стала Тель Авивом, построила свою водонапорную башню на холме на пересечении трех улиц – сейчас это улицы Герцля, Нахалат Биньямин и бульвар Ротшильда.
После того как был установлен британский мандат и ручеек иммигрантов превратился в поток, водонапорные башни начали расти по всему ландшафту как грибы после дождя. Такую башню непременно строил себе каждый новый кибуц в прибрежной долине, в Изреельской долине, в Галилее, а города строили сразу несколько, в зависимости от размера города. Строительство большинства этих башен финансировал все тот же Керен Каемет Исраэль (впоследствии Гистадрут), но некоторые построили мандатные власти, например водонапорную башню в тогда новом иерусалимском районе Ромема, недалеко от того места где турки сдались генералу Алленби.
Последние три башни перед провозглашением государства были построены в трех кибуцах: Яд Мордехай (к югу от Ашкелона), Беерот Ицхак (возле Газы) и Ревивим (в Негеве). Когда все три этих кибуца в войну за независимость осаждали египетские войска, водонапорные башни служили дозорными вышками и местом куда можно было повесить израильский флаг, как знак что кибуц не сдается. (Яд Мордехай и Ревивим удалось отстоять. Беерот Ицхак был потерян, евреи туда не вернулись и основали кибуц под тем же названием в центре Израиля).
После пятидесятых водонапорных башен строилось уже меньше, им на смену пришли более современные технологии. Последние две водонапорные башни в Израиле были построены в Кфар Сабе (1990) и в Бней Браке (1992).
Из чисто политического символа водонапорная башня стала символом культурным. Тель-авивскую водонапорную башню можно видеть на картинах с городскими пейзажами. Водонапорную башню можно видеть на гербах многих городов и поселков, а стандартной картинкой иллюстрирующей призывы дать денег на сионисткий проект стала белая водонапорная башня на фоне утопающих в зелени красных крыш. Когда Керен Каемет Исраэль выпустил настольную игру (собственную версию Монополии), водонапорная башня обозначала еврейское поселение.
Во время военных действий водонапорные башни обстреливали и бомбили. Лишить противника воды – милое же дело. На водонапорной башне кибуца Негба можно насчитать 150 следов от попаданий египетских пуль и снарядов. Водонапорная башня в кибуце Яд Мордехае после боев осталась в таком виде, что ее больше не использовали по назначению. А на месте оставленного в Войну за независимоть Беерот Ицхак в 1966 возник кибуц Алумим. Почти полвека не знали что делать с поврежденной во время осады водонапорной башней, а в 2013 году превратили в туристический центр и краеведческий музей.
 

Leave a Comment