Армянский вопрос в Турции глазами иностранцев. Вторая декада двадцатого века. Немцы выделены в отдельную группу, так как их страна находилась в союзнических отношениях с Турцией и желанием опорочить противника их реакция быть продиктованной не могла.
• Ганс Фрейрер фон Вангенгхайм, немецкий посол в Стамбуле, 1912-1915
«С другой стороны, правительство Германии не может позволить себе проигнорировать опасность создаваемую этими суровыми мерами, особенно массовыми депортациями, во время которых метут всех подряд, невинных и виновных, и сопровождаются эти депортации кампаниями грабежа и насилия»
«Манера в которой проводятся эти депортации демонстрирует, что цель
поставленная турецким правительством – уничтожение армянского народа в Турции.»
• Пауль Вольф-Меттерних, немецкий посол в Стамбуле, 1915-1916
«В своем стремлении решить армянский вопрос путем уничтожения армянского народа турецкое правительство игнорирует наши аргументы, аргументы американцев, мольбы представителя Ватикана, угрозы стран Антанты и международное общественное мнение.»
«В своем стремлении решить армянский вопрос путем уничтожения армянского народа турецкое правительство демонстрирует удивительную собранность и ни на что постороннее не отвлекается.»
«Антиармянские зверства еще долго будут лежать на добром имени Турции тяжелым грузом.»
• Рихард фон Кульман, немецкий посол в Стамбуле, 1916-1917
«Массовые убийства армян проводятся в государственном масштабе. Политика уничтожения целого народа черным пятном ляжет на репутацию Турции.»
• Фридрих Фрейхер Кресс фон Крессенштейн, генерал, начальник штаба немецкой армии в Сирии и Палестине
«Турецкая политика создания массового голода говорит о решительном настрое армян уничтожить.»
«Турецкая политика в отношении армян четко определена. От своего намерения уничтожить армян турки совершенно не отказались. Они просто сменили тактику. Там где это возможно, армян провоцируют на вооруженные наступления исключительно для того чтобы потом получить повод утопить их в крови.»
• Мартин Нейпаг, учитель немецкой школы в Алеппо, 1913-1916. Он описал свои впечатления в книге под красноречивым названием «Ужасы в Алеппо». Турецкое правительство ответило не менее красноречиво, заочно приговорив Нейпага к смертной казни.
«По словам монсиньора Дольче, посла Святого престола в Константинополе, Энвер Паша в его присутствии заявил что не успокоится пока жив хоть один армянин. Цель депортаций это уничтожить армянский народ.»
«После того как я изучил факты и опросил свидетелей, я понял что обвинения против армян были основаны на ничтожных провокациях и делались исключительно чтобы наказать десять тысяч невинных за одного виноватого, чтобы убивать женщин и детей, чтобы преднамеренно морить людей голодом во время депортаций.»
«Я своими ушами слышал как немецкий консул в Мосуле рассказал в немецком клубе в Алеппо следующее: по дороге от Мосула до Алеппо кучами валялись отрубленные детские руки»
• Армин Вегенер, солдат немецкой армии, военфельдшер. Он не только записывал, но и фотографировал. Он нарушил приказ своего командования и собирал материалы по гуманитарной катастрофе которую турецкое правительство устроило своим армянским подданным. Написал открытое письмо в газету «Берлинер Тагеблат», это письмо зачитали на Версальской конференции когда там обсуждался армянский вопрос. Сегодня в Германии гордятся Вегенером, как гуманистом и праведником, как человеком в одном ряду с Оскаром Шиндлером и Дитрихом Бонхоффером.
«Они умирали здесь – убитые курдскими бандитами, ограбленные турецкими жандармами, повешанные, расстрелянные, отравленные, задушенные, от голода, от холода, от болезней, от нехватки воды. Дети умирали от горя, мужчины бросались в пропасть, матери разбивали детям головы о скалы, беременные женщины с пением молитв бросались в Эфрат. Казалось не осталось такого способа умерщвлять людей, который бы на них не применялся.»
«Все кто хоть немного знаком с событиями в Анатолии, кто следил за судьбой этого народа с открытыми глазами, знают что обвинения в адрес армян, обвинения составленные с искусным коварством – не больше чем клевета сфабрикованная угнетателями без чести и совести чтобы оградить себя от последствий своих безумных и кровожадных дел; чтобы скрыть свою абсолютную неспособность выслушать другую сторону искренне и по человечески.»
• Иоганн фон Бернсторф, немецкий посол в Стамбуле, 1917-1918
«Из разговора с Талат-пашой. Я задавал ему вопросы относительно армянской проблемы. Он ответил с улыбкой – «армян больше нет, что еще вам нужно?».
«В Армении турки пытаются систематически уничтожить христианское население.»
• Макс Эрвин фон Шубнер-Рихтер, немецкий вице-консул в Эрзруме
«Приказ Камиля-паши депортировать всех армян из Эрзрума не имеет военного основания и на мой взгляд основан исключительно на ненависти к армянам за то что они армяне.»
«Я поговорил с различными влиятельными и высокопоставленными турками и мои впечатления таковы. Большая часть иттихадистской партии придерживается мнение что турецкое государство должно быть основано на принципах ислама и пантюркизма. Немусульманским и нетюркским меньшинствам предлагается на выбор ассимиляция и исламизация или уничтожение… Для западных держав у них уже заготовлено объяснение что армянская партия Дашнак подняла мятеж. Протесты местного значения и любые попытки армян защищаться раздуваются до невиданных пропорций и используются как претекст для депортаций. Спланировано что на депортируемых будут нападать курдские формирования с целью их уничтожения.»
• Отто фон Лассау, генерал-майор, немецкий военный атташе в Стамбуле
«Цель турецкой политики – перманентная оккупация армянских районов и уничтожение армян. Все заверения Энвера и Талата что это не так – сплошная ложь. В Константинополе главенствуют экстремитские антиармянские настроения».
«Турки начали программу полного уничтожения армян на Кавказе.»
«Как я уже говорил, целью турецкой политики является занять районы компактного проживания армян, а самих армян уничтожить.»
• Генри Моргентау-старший, посол США в Стамбуле 1913-1916
«Целью депортаций являлись массовые убийства и грабеж. Это был новый метод уничтожения. Когда турецкие власти отдавали приказы об этих депортациях, они приговаривали к смерти целый народ. Те кто отдавал эти приказы прекрасно понимали их последствия и в беседах со мной совершенно не утруждались это скрывать.»
«Я уверен что история человечества подобного еще не знала. Ужасы прошлых лет бледнеют по сравнению с тем что пришлось пережить армянам в 1915 году.»
«Они уничтожили или депортировали две трети армянского населения и таким образом лишили себя умных и трудолюбивых граждан».
«Происходит кампания уничтожения целого народа под предлогом подавления вооруженного мятежа.»
• Джакомо Коррини, итальянский консул в Трабзоне, 1911-1915
«К чести местных властей и большинства местных мусульман могу сказать, что они пытались по всякому саботировать идущие из Стамбула приказы, но эти приказы были четкими и им ничего не оставалось как подчиниться. Это было массовое убийство мирных людей, нечто неслыханное, черная страница в истории человечества. В Трабзоне жило около 14000 армян – грегориан, католиков и протестантов. Они никогда не бунтовали и не давали полиции повода заходить в их квартал. К тому времени как я покинул Трабзон, армян там осталось меньше сотни.»
• Джордж Хортон, американский консул в Измире, 1911-1917
«Турки заняты систематическим уничтожением армян мужского пола. Эта работа возложена на солдат регулярной армии.»
«Уничтожение армянского народа практически завершилось в 1915-1916 годах. Были так же уничтожены и разграблены многолюдные и процветающие греческие поселения, за исключением Смирны.»
• Рафаэль де Ногалес Мендез, венесуэлец, служил по контракту в турецкой армии
«На рассвете меня разбудили звуки выстрелов. Мне сказали что армяне напали на город. Я тут же сел на коня и в сопровождении нескольких солдат отправился посмотреть что происходит. Какого же было мое удивление когда я обнаружил что стреляли местные полицейские. При поддержке каких-то разбойников и курдских шаек они устроили настоящий погром в армянском квартале. Я отыскал мэра, который лично дирижировал этой оргией и приказал ему прекратить резню. Он ответил что исполняет приказ генерал-губернатора уничтожить всех армян мужского пола старше 12 лет.»
• Джеймс Харборд, генерал-лейтенант армии США, глава американской военной миссии в регионе
«Погибших насчитывается от полумиллиона до миллиона, большинство сходится на цифре 800,000. Они пешком идут по солнцепеку, их тычут в спину штыками, если они идут медленно. Голод, тиф и дизентирия косят людей. Трупы в придорожных канавах исчисляются тысячами.»
«Депортации и массовые убийства организованы в масштабе всей страны. Солдаты систематически идут из города в город. По официальным турецким источникам около 1100000 человек подверглись депортациям. В каждой деревне повторяется одно и то же. Боеспособных мужчин собирают в правительственном здании, ведут под конвоем в ближайший овраг и там убивают. Стариков и женщин с детьми пешим маршем отправляют в «сельскохозяйственные колонии», по выражению Талата-паши.
• Оскар Хейцер, американский консул в Трабзоне
«Армянских детей вывозили на лодках в море и там бросали за борт. Я лично насчитал 16 тел выброшенных морем на берег. Их похоронила одна гречанка.»
• Эйнар аф Фирзен, шведский военный атташе
«Официально провозглашенная цель – переместить армян в северную Месопотамию и Сирию, но в реальности целью является уничтожение армян чтобы население Малой Азии стало исключительно тюркским.»
«Уничтожение армян в Малой Азии – пощечина человечеству. От их методов решения армянской проблемы волосы шевелятся на голове. Перед моим внутренним взором стоит циничное выражение лица Талата-паши, когда он заявил что армянский вопрос решен раз и навсегда.»
• Джесси Джексон, американский консул в Алеппо, 1908-1923
«В начале августа 1915 в Алеппо добрались пять тысяч женщин с детьми. Они оборваны, измучены, больны и голодны. Это все что осталось от процветающей армянской общины провинции Сивас, которая насчитывала 300000 человек.»
• Косва Анкарсвард, шведский посол в Стамбуле, 1915-1920
«Совершенно ясно что турки используют войну чтобы под шумок уничтожить армян, чтобы когда наступит мир армянский вопрос уже не стоял.»
• Лесли Дэвис, американский консул в Харпуте, 1914-1917
«Любые сомнения, которые я выражал в своих предыдущих отчетах относительно целей депортации армян – развеялись как дым. Не осталось никакой надежды что хоть сколько-нибудь значительное число переживет эти депортации. Методы уничтожения армянского народа оказались более хладнокровными и варварскими чем я изначально предполагал.»
• Фритьоф Нансен, норвежский полярный исследователь, правозащитник и общественный деятель
«Резня 1915 года – беспрецедентная по своему масштабу. Художества султана Абдул Хамида кажутся скромными по сравнению с тем что творят нынешние турки.»
«В июне 1915 начался ужас которому нет аналога в мировой истории. Из деревень и городов Киликии и Анатолии армяне отправились на свой марш смерти. Систематически зачищался район за районом и не важно жили армяне в прифронтовой зоне или за сотни километров от линии фронта. Так как большинство мужчин было уже мобилизовано на прифронтовые работы или в армию, задача состояла в том чтобы изгнать из домов стариков, больных и женщин с детьми. На сборы им давалось несколько дней или часов. Всю собственность они должны были оставить – дома, поля, сады, скот, мебель, инструменты. Все это было конфисковано турецким правительством. Те ценности которые они брали с собой (деньги или украшения), жандармы тут же у них отбирали, а если кому-то и разрешали взять с собой бричку и животное, это забирали практически сразу.»
• Эйтан Белкинд – еврей из Палестины, один из основателей антитурецкой шпионской сети НИЛИ
«Лагерь для армян находился в километре от нас. Оттуда всю ночь слышались крики и плач. На наш вопрос нам было заявлено что детей увозят в школу-интернат и матери не хотят их отпускать. На следующее утро мы переходили Эфрат по мосту. Я увидел что река красная от крови и в ней плавают обезглавленные детские трупы.»
«В моих путешествиях по южной Сирии и Ираку я был свидетелем жестоких убийств людей чье единственное преступление было в том что они родились армянами.»
• Иоганн фон Палавиччини, посол Австро-Венгрии в Стамбуле, 1906-1918
«Армянское население изгоняемое из родных мест подвергается не только нечеловеческим мучениям, но и тотальному уничтожению»
«Манера в которой турецкие власти осуществляют переселение армян имеет эффект смертного приговора для всех кого это коснулось»
«Время придет когда Турции придется ответить за это злодеяние».
• Иоганнес Оструп, датский филолог, профессор
«Планы Талата уничтожить армян родились задолго до войны. Они не были следствием психоза рожденного военными поражениями. Осенью 1910 я имел несколько продолжительных бесед с Талатом и коснулся в том числе армянского вопроса. «Видите ли» — сказал он – «Между нами и этим народом существует несовместимость, которую нельзя разрешить мирно. Или они будут вредить нам, или мы их уничтожим. Если я когда-нибудь приду к власти, я воспользуюсь этим чтобы уничтожить армян.» Шесть лет спустя он исполнил свое обещание. События 1915-1916 стоили по самым скромным подсчетам полтора миллиона жизней.»
• Йозеф Помянковский, дивизионный генерал, австрийский военный атташе в Стамбуле
«Восстание в Ване было актом отчаяния. Тамошние армяне решили погибнуть сражаясь, раз все равно придется погибать.»
«Варварский приказ переселить армян из Малой Азии в долину Эфрата означал полное уничтожение армянского населения Малой Азии.»
• Фредерик Гоан, американский миссионер
«Я увидел кучу человеческих костей, примерно 30 футов высотой. Я спросил сопровождавшего меня турецкого солдата – это что такое? Тот ответил – мы устали их (армян) гнать, устали слушать их крики и плач, ну и погнали их к обрыву и столкнули с обрыва.»
«Во рву были останки двух тысяч армян, которые решили защищать свои дома, честь своих жен и дочерей. Две недели они оборонялись от турецкой армии старыми кремневыми ружьями, а потом у них кончились патроны. Тогда турецкий офицер поклялся на Коране что если они сдадутся, то им ничего плохого не будет. Они сдались, им раздали кирки и лопаты и отправили копать ров. Когда ров был закончен и закололи штыками и сбросили туда.»
• Генри Риггс, американский миссионер
«В начале 1916 в регионе Рас уль Айн находилось около 485,000 изгнанных сюда армян. Через год и три месяца в живых осталось не более 113,000. Большинство погибло от голода и болезней, но десятки тысяч были просто убиты когда турецкому правительству надоело притворяться что это всего лишь депортация.»
• Джордж Уайт, американский миссионер
«Под предлогом поиска дезертиров, подпольных арсеналов и подрывной литературы, турецкие власти арестовали в Марсоване 1200 армянских мужчин. Это расследование сопровождалось изощренными издевательствами. В нашим регионе никогда не было мятежей и революционных настроений. Арестованных под конвоем отправляли в горы, где уже были вырыты рвы. Для казней задействовали местных крестьян. Со словами «жалко тратить пули» они зарубали людей топорами и кирками.»
«Тысячи женщин и детей были высланы. Куда? В никуда. Конечного пункта никто не объявил. Все их преступление в том что они армяне и христиане и оказались в турецких руках.»
• Рут Пармели, американская миссионерка
«О резне нам рассказал наш фармацевт, Мелкон Лулеян. Он сумел выбраться из рва заваленного мертвыми телами и бежать».
• Кларенс и Элизабет Ушер, супруги-миссионеры, американцы (Про них у меня был целый подробный пост, но Цукер его куда-то дел).
«Я находился в кабинете Джевдет-бея, когда зашел командир так называемого «батальона мясников» укомплектованного отпущенными из турецких тюрем уголовниками. «Вы посылали за мной?» — спросил он. «Да» — ответил Джавдет – «Отправляйтесь в Шадах и зачистите его.» Потом он повернулся ко мне и сказал с яростью «Я не оставлю в живых никого выше» — и показал на свое колено.»
«В отчете Джевдет-бея фигурировали 55000 убитых. Только 55000 убитых армян у него превратились в 55000 мусульман убитых христианами. Он красочно описал насилия над женщинами и убийства детей – только поменял местами жертв и палачей, христиан и мусульман.»
• Эрнст Ярроу, американский миссионер
«Мы знали что если турки войдут в город, они не оставят в живых никого. Это не война, это резня. Турецкие зверства не преувеличены. От полумиллиона до миллиона армян и ассирийцев было вырезано только за последний год.»
• Грейс Нап, американская миссионерка
«Полицейские просто опьянели от армянской крови и уже не могли остановиться. Крики женщин и детей слышались целый день. Те же крики по ночам звучали еще более жалобно».
• Флойд Смит, американский миссионер, врач
«Раны (на поступивших в госпиталь армянских депортируемых) ничем не перевязаны и не обработаны, заражение крови практически у всех. Классифицировать раны можно так: 1) от ножей и сабель на голове, лице, шее, плечах, спине и конечностях 2) проникающие пулевые ранения конечностей 3) нанесенные тупыми лезвиями, возможно топорами или мотыгами. Диярбакир это внутренняя провинция где мало иностранцев – идеальная ситуация чтобы решить надоевший армянский вопрос, решить его депортациями и сопутствующими массовыми убийствами. Талат, Энвер и Джамаль – исчадия ада.»
«У большинства людей дома хранилось оружие в память о событиях двадцатилетней давности, но я могу с уверенностью сказать что восстание никто не планировал. 1 апреля вышел декрет с требованием сдать оружие. Людей начали сажать направо и налево и подвергать мучительным пыткам требуя рассказать где они прячут оружие. Некоторые от пережитого сошли с ума.»
• Мэри-Луиза Граффам, американская миссионерка
«К нам явилась толпа армянских девочек-подростков. Они были в турецком приюте и там им было заявлено что если они не примут ислам и не отрекутся от армянской родни, их выкинут на улицу. Тогда они бежали к нам и мы устроили их работать в наших мастерских.»
«Относительно подделок фоторгафий армянских арсеналов. Фотографа в Сивасе позвали в полицейский участок чтобы сфотографировать оружие конфискованное у армян. Но оружия там было негусто и на следующий день его позвали фотографировать еще раз, добавив в кадр оружие с турецких складов. Это должно было стать доказательством что армяне планировали восстание против османской власти.»
Там еще много и много подобного, ни в какой пост не влезет. Не знаю кому как, а мне картина ясна. Десятки очевидцев, люди разных национальностей, профессий и политических убеждений, увидели одно и тоже – спланированную правительством кампанию по уничтожению людей за то что они армяне и сопутствующую кампанию черного пиара, чтобы свалить на армян же вину за совершаемые по отношению к ним злодеяния.