Горские евреи, или как они сами себя называют, джухуро – древняя диаспора. Их устная традиция возводит начала общины аж к первому изгнанию из Эрец Исраэль (вавилонянами). Что касается письменных источников, то первым о еврейском присутствии в регионе написал армянский хронист Мовсес Каганкатватси в седьмом веке новой эры. В десятом веке о живущих на Кавказе евреях писали мусульманские летописцы Аль-Истахри и Аль-Масуди.
Горские евреи жили в своих районах (в немногих городах) и аулах, занимались ремеслами и сельским хозяйством. Как и везде, они были меньшинством и зависели от расположения местных правителей. Но именно из за горного рельефа они имели больше автономии от своих мусульманских соседей чем евреи, например, в Европе.
Язык горских евреев, джухури – язык иранской группы, а пишут ивритскими буквами.
Регион служил ареной столкновения империй и постоянно переходил из рук в руки. Там отметились Сасаниды, арабы, хазары, монголы, Тимуриды, персы и турки. В 1813 Персия формально уступила Кавказ Российской империи. (В первый раз Российская империя сунулась в регион еще при Петре Первом. Были взяты Дербент и Баку, а непрочно сидевший на престоле шах Тахмасп в обмен на помощь уступил России все земли на севере Ирана вплоть до нынешней иранской провинции Мазандаран. Но наследники Петра поняли что при нем Россия откусила больший кусок чем могла прожевать и отказались от персидских приобретений).
Для ашекеназских евреев царская Россия была страной которая их гнобила и угнетала. Но горским евреям русское завоевание принесло если не свободу, то какую-никакую защиту закона и безопасность. (Бухарским кстати тоже). Во главе кавказских повстанцев стал имам Шамиль, а он был, как мы сейчас бы сказали, исламский фундаменталист. Его врагами были все неверные. Для евреев начались бесконечные кровавые бани, уводы в рабство и насильственные обращения в ислам. (На самом деле у Шамиля были предшественники, просто не такие успешные). Горские евреи стали переходить на сторону русских, служить им проводниками и переводчиками, а потом солдатами по вольному найму. В 1872 их объявили частью туземного населения Кавказа и они получили те же права что туземные христиане и туземные мусульмане.
Для горских евреев стать подданными европейской империи означало урбанизацию, модернизацию, русификацию и более тесные контакты с соплеменниками-ашкеназами. В каждом поколении увеличивался процент людей для которых русский был родным языком или двуязычных. Однако вся религиозная практика (у тех кто соблюдал) оставалась сефардской. У своих нееврейских соседей горские евреи переняли некоторые обычаи – ношение мужчинами папах и кинжалов, соответствующие танцы и песни на свадьбах и куначество. Дальше пойдет речь конкретно про общину города Дербент.
Дербент был основан персами в пятом веке и находится на территории республики Дагестан в составе РФ. Первое оседлое поселение там возникло аж в восьмом веке до новой эры. На фарси название означает «закрытые ворота», намек на стратегическую важность города – Дербент одновременно и порт на Каспии и запирает проход дальше в горы. Построенные в шестом веке персами укрепления Дербента, включая знаменитую цитадель Нарин-Кала, сохранились до сих пор и в 2003 был объявлены ЮНЕСКО объектом мирового культурного наследия. Еврейский квартал появился в 1799, после того как самое большое еврейское селение, Аба-Сава, было полностью разрушено во время очередного погрома.
В начале двадцатого века Дербент стал быстро расти благодаря тому что там построили узловую железнодорожную станцию. Горские евреи процветали – торговали, занимались виноделием, некоторые владели целыми рыболовными флотилиями на Каспии. В Дербент, привлеченные экономическими возможностями стали переезжать ашкеназы – с имперских окраин евреев никто не гонял. Первая ашкеназская синагога появилась в 1902. В 1904 в Дербенте жило четыре тысячи евреев и они составляли треть населения города. Их дома из белого известняка часто украшала шестиконечная звезда или надпись на иврите. Горские евреи посылали делегатов на сионистские конгрессы и принимали самое деятельное участие в основании Ха-Шомер, первой еврейской самообороны в Палестине – оружие не было им в новинку, в отличии от ашкеназов. Первой книгой напечатанной на языке джухури стала брошюра «Цели сионистов» — опубликованный в 1908 перевод с вышедшего в 1903 оригинала на русском.
В 1907 дербентский раввин Яаков Ицхаки организовал основание в Палестине мошава Беер Яаков. В 1910 там было 310 жителей, среди них немало горских евреев. Во время первой мировой войны всех мужчин турецкие власти вывезли на принудительные работы. Когда они вернулись, то обнаружили Беер Яаков покинутым и разграбленным. Восстановили. Сейчас Беер Яаков уже давно город, а не мошав.
В 1913 богатый коммерсант Абрам Дадашев решил своеобразным образом расписаться в верноподданнических чувствах к династии Романовых. Как известно, в 1913 отмечалось трехсотлетие пребывания Романовых на престоле. Дадашев профинансировал строительство огромного здания школы величиной с целый квартал. Оно имело форму буквы «Н» — в често Николая Второго. На церемонии открытия Дадашева получил звание «потомственного почетного гражданина» и орден Св. Владимира третьей степени. Но всего четыре года спустя революция обнулила эти награды и привилегии.
К концу первой мировой войны, после первой революции и отречения царя, российская армия на Кавказе просто посыпалась. На Кавказе сцепились между собой большевики, сторонники белого движения и местные националисты. Многие евреи из сельской местности бежали в Дербент, решив что в большом городе будет безопаснее. Заметив на Кавказе вакуум и безвластие, Турция решила что тут есть чем поживиться и в апреле 1918 сформировала Исламскую Армию Кавказа.
В мае того же года в Тифлисе была провозглашена независимость новой Республики Азербайджан. Азербайджан тут же подписал с Турцией договор о взаимпомощи и части Исламской Армии Кавказа двинулись на Баку. Баку был взят турками в сентябре 1918, а месяц спустя был взят Дербент.
Командовал армией Нури-паша, брат военного министра Энвера-паши. Кто-то напел ему в уши что горские евреи поддерживают армян. По его приказанию всех еврейских мужчин согнали в синагогу с понятно какими целями. Штаб Нури-паши расположился в той самой школе в виде буквы «Н» построенной на средства Абрама Дадашева. Туда перед светлые очи Нури-паши неизвестно каким чудом прорвалась делегация пожилых горских евреек и одна заговорила с ним на изысканном турецком. Нури-паша разобрался и евреев отпустили по домам. История сохранила для нас имя это смелой женщины. Ее звали Мирьон Рувинова. Она была вдовой торговца антиквариатом и подолгу жила в Стамбуле с мужем, пока он был жив и ездил по своим антикварным делам.
Удержать свои кавказские приобретения Турция не смогла. В октябре 1918 она подписала перемерие с союзниками (Англией и Францией) и по условиям этого перемирия должна была уйти со всех территорий бывшей Российской империи. К 1922 на Кавказе утвердилась советская власть.
В Дербенте, как и в везде, установление советской власти принесло радикальные изменения. Государство конфисковывало собственность, закрывало молитвенные дома всех религий и загоняло крестьян в колхозы. С 1929 началось раскулачивание, причем в кулаки записывался любой кто нанимал людей у себя работать. Так под жернова попал горский еврей Овадья Бен Рахман, владелец виноградников и рыболовного предприятия. В 1920, когда Дербент находился под белой оккупацией, Бен Рахман спас от казни тридцать человек соплеменников. Когда его в 1928 арестовало советское ГПУ, множество людей подписало петицию в его защиту, как евреев, так и неевреев, из тех кто на него работал. Тогда времена были еще относительно вегетерианские, власти Бен Рахмана отпустили и ограничились тем что сделали его лишенцем.
А потом для горских евреев началось все то же что для остальных народов СССР. Асаф Ханукаев, командир еврейской самообороны городы времен гражданской войны, был арестован в 1937 и сгинул в ГУЛАГе. Тогда же был арестован коммерсант Песах Сабаев, который долго жил в Иерусалиме(!), но вернулся в Дербент. Лишь в семидесятые годы его семья узнала что он был расстрелян. Внук Абрама Дадашева Нисан умер в 1940 в тюрьме потому что отказался есть некошерную еду. В 1952 Овадью Бен Рахмана арестовали вторично и замучили до смерти. За большую взятку евреи получили его тело чтобы похоронить по алахе. Рав Йусуф Бен Иегуда доставал власти просьбами оставить евреям хотя бы одну из одиннадцати городских синагог. Он буквально не вылезал из психбольниц, куда советские органы его упрятывали.
Так же как другие народы СССР, горские евреи получили куцую культурную автономию под лозунгом «культура должна быть национальной по форме и социалистической по содержанию». Так же как некоторое время советское государство спонсировало светскую культуру на идиш (в строгих цензурных рамках), так же и горские евреи получили условия для развития своего языка. Правда язык назвали татским (близкий фарсиобразный язык, которым пользовалась часть местных мусульман) и сменили в нем письменность, сначала на латиницу, потом кириллицу. В Дербенте появился театр на татском, ежедневная газета «Захметкеш» (Трудящийся) и школы. Но во второй половине сороковых, на волне послевоенного великодержавного шовинизма, это все прикрыли.
В заключении хотелось бы рассказать о двух уникальных горских евреях.