Посиделки с Клио

Как в средневековой Европе изобрели карантин

Эдуард Глейзер и Дэвид Катлер
Юстинианова чума заставила замереть международную торговлю. Большие города превратились в маленькие городки. Население Рима, которое во времена цезарей насчитывало около миллиона человек, упало до тридцати тысяч. Пандемия захирела сама собой когда люди самоизолировались в маленьких сельских общинах. Через какое-то время торговля начала возрождаться, в основном на побережье Средиземного моря и в северных прибрежных городах, таких как Брюгге и Любек. Возрождались старые торговые связи между европейскими городами, возникали новые и все дороги вели в Константинополь. Немалую роль в этой «всемирной паутине» играл город Дубровник на Адриатическом побережье.
Живописные красные крыши и крепостные стены Дубровника знакомы миллионам телезрителей по сериалу «Игра престолов». Но реальная история города не менее интересна чем роль отведенная ему в мире фэнтэзи. До 1205 года Дубровник, или, как его называло романское население, Рагуза, номинально принадлежал Византии, но фактически жил самостоятельно. В 1204 венецианцы объединились с крестоносцами и захватили Константинополь. Именно так Венеции достались четыре бронзовые скульптуры коней, которые сейчас украшают фасад Сан Марко. И именно так Дубровник получил нового сюзерена – Венецианскую республику. 153 года Дубровник платил Венеции дань, что не мешало ему быть одним из самый процветающих и разумно управляемых городов в Европе. Особенно ярко это проявилась когда властям пришлось реагировать на следующую пандемию – Черную Смерть.
Чума снова объявилась в Азии в начале 14-ого века, после пятьсотлетнего перерыва. Yersenia pestis собрала смертельную жатву в городах Китая и пошла косить дальше, по Великому шелковому пути, в Константинополь и дальше в Дубровник. Нафаршированные микробами блохи жили в крысиных шубках или прямо в шерстяных тканях, которые вези на продажу. В первые годы этой пандемии погибла возможно четверть населения Европы. Только в 1348 Дубровник потерял не меньше десятой части своего населения, а по некоторым подсчетам – половину. Чума навещала прекрасный город еще несколько раз – в 1357, 1361 и 1371.
Но со временем кое-что жителям Дубровника стало ясно. В мае 1363 правительство на основании «новостей об эпидемии в Апулии и Марке» запретило выходцам из этих регионов въезжать в город и его окрестности и запретило жителям Дубровника туда ездить. (Управлялся Дубровник как республика, как та же Венеция и Новгород. Его даже называли «славянскими Афинами»). Через четырнадцать лет после первого запрета на перемещения, был установлен первый карантин. Все, кто приезжал из неблагополучных по чуме регионов, помещались в изоляцию на скалистый островок Святого Марка. Сейчас нетрудно недооценить насколько это решение демонстрирует способность дубровчан мыслить за гранью привычного. Только благодаря наблюдением они поняли что болезнь может привозить как явно больной человек, так и на вид здоровый. И решили что если таких людей изолировать, они либо умрут, либо поправятся, но больше никто не заболеет. Достаточно сказать что в Англии первый карантин был введен в 1663 году. Очень часто власти изолировали потенциальных разносчиков заразы именно за водной преградой. Так корабли из определенных портов направлялись на остров Ратонно прежде чем пришвартоваться в гавани Марселя. В США прибывающих в Нью-Йорк иммигрантов сажали в карантин на Эллис Айленд до 1954 года. Карантин стал компромисом между свободно гуляющей эпидемией и полностью остановленной торговлей.
Дубровник не только ввел первый европейский карантин, но и стал первым государством где выбирали специальных чиновников для надзора за соблюдением карантинных правил. Это случилось в 1390 году. Венеция последовала примеру своих бывших вассалов в 1486 (именно в разгар Черной Смерти венгерский король нанес поражение венецианцам и прибрал Дубровник себе), а к середине 16-ого века в каждом крупном городе северной Италии была постоянная должность «главный санитарный инспектор».
Правительство Дубровника в конце концов стало требовать соблюдения сорокадневного карантина. Само слово карантин происходит от итальянского «каранта», что значит «сорок». Эта цифра основана скорее на чтении святого писания чем на научных фактах. Иисус удалился на 40 дней в пустыню, Моше провел сорок дней на горе Синай, Ноах плавал в ковчеге 40 дней и сыны Израиля блуждали по пустыне сорок лет. Все это – модели социальной изоляции и добавляли карантину еще и духовный вес.
Венецианцы назвали свой остров для изоляций «Лазаретто», в често святого Лазаря (отсюда в русском языке «лазарет»). Туда помещали не только гостей, но и заболевших жителей Венеции. Маска «чумного доктора» с длинным клювом – необходимый атрибут итальянской комедии дель арте и венецианского карнавала. Считается что полный противочумный костюм изобрел французский врач Шарль ДеЛорм и включил в него венецианскую маску. Что-то в медицине Делорм очевидно понимал, потому что дожил до 94 лет и успел побыть лейб-медиком у трех французских королей – Генриха Четвертого, его сына Людовика Тринадцатого и внука Людовика Четырнадцатого. Венецианские власти регулярно требовали от своих представителей при иностранных дворах отчета об эпидемиологической обстановке и допрашивали на этот предмет иностранных моряков. Это было необходимо чтобы знать какие именно суда сажать в карантин.

Leave a Comment