Сохранились свидетельства того, что с начала двадцатого века и до 1950-ых годов известные фигуры в сионистском истеблишменте, а так же много рядовых евреев носило куфию. Например на известной фотографии 1918 Хаим Вейцман снялся с хашемитским принцем Фейсалом и у обоих на голове куфия. Куфия была популярна у бойцов Хашомера, Пальмаха и прочих еврейских вооруженных формирований. Иммигранты первой и второй алии любили сниматься в арабских костюмах в фотоателье, развлекуха такая была. Куфию носили еврейские школьники и подростки в молодежных движениях. Как и почему куфия стала антиизраильским символом?
Сионизм – это целиком европейская идеология, дитя Европы девятнадцатого века. Он не был свободен от влияния предрассудков места своего рождения и своего времени. Одним из таких предрассудков был ориентализм – европейский взгляд на Ближний Восток как на отсталое общество и потенциальную колонию перемешанный с восхищением тем что представлялось европейцам восточной экзотикой. Но сионизм был уникальной идеологией и он родил своё – идею что евреям галута надо преобразиться чтобы стать «новыми евреями» достойными Эрец Исраэль, вспомнить свое славное библейское прошлое. Арабы представлялись сионистам начала двадцатого века как самое близкое что есть к образу жизни библейских праотцов. (Уже потом появилась теория что арабы и евреи этнически вообще один народ, только первые выбрали землю и потеряли религию, а другие выбрали религию и потеряли землю). Одеваясь по арабски, халуцим визуально представляли себе как выглядели первые евреи, возвращали себе то что представлялось им исконно еврейским обликом без этих ваших галутных капот, штраймлов, жилетов и пиджаков. (Сочетать русскую косоворотку и арабскую куфию сионист-социалист мог запросто).
Куфия появилась на Аравийском полуострове еще в доисламские времена и распространилась по всему Ближнему Востоку. Это было в первую очередь практично – защитить лицо и голову от песка и пыли, защитить пастухов и земледельцев от солнца и горячего ветра. Если очень поверхностно, то белую куфию предпочитают в государствах Персидского залива и в Ираке, в Иордании – красно-белую, в Палестине – черно-белую. Однако после погромов 1929 года от наивного взгляда на арабов как на потерянных двоюродных братьев мало что осталось и желание им подражать начало потихоньку рассасываться. А вот зарождающийся в оппозиции к сионизму палестинский национализм прибрал куфию себе в качестве национального головного убора вместо распространенной раньше фески. (Арабы называли турецкую феску тарбуш, но на вид это один и тот же головной убор). Опять же это не кончилось в одночасье и тренд на куфию продержался у евреев до середины пятидесятых.
По настоящему антисионистским символом куфию сделал никто иной как Ясир Арафат. Он начал носить ее очень рано, в середине пятидесятых и с тех пор фотографировался только так. (В русском языке куфия даже называется «арафатка»). В первую интифаду палестинские боевики начали массово одевать куфию когда шли «на дело». В девяностых годах куфия уже однозначно стала символом ненависти к Израилю, что нашло отражение в карикатурах на Ицхака Рабина.
1) Давид Бен Гурион в сопровождении молодых Ицхака Рабина и Игаля Алона гуляет по Негеву, 1949
2) Аминадав Альтшулер в Негеве же сажает дерево. Ту Бишват.
3) Хаим Вейцман и кронпринц Фейсал
4) Рахель и Лиза Слуцки позируют в бедуинских костюмах в фотоателье.
5) Ицхак Шмиловский сделал куфию из талита
6) Еврейские школьники в Эйн Ганим
7) Бойцы Хашомера
8) Зива Арбель, начальник связи 3-его батальона бригады Ифтах в лесу Бен Шемен. Июль 1948.