Когда я впервые увидел рава Моше Сегаля – пожилого человека с белой бородой и в черной шляпе, — кто-то прошептал мне на ухо: «Он первый, кто трубил в шофар у Котеля!». Я усомнился. Он конечно в годах, но не может быть таким старым.
Я тогда только приехал в Израиль, в Штатах о раве Моше Сегале никто не знал и я решил что не расслышал или плохо понял. Но когда я попросил пожилого джентльмена рассказать мне о своей жизни, то понял что он таки действительно был первым кто трубил в шофар у Котеля.
В Йом Киппур 1930-ого года евреи собравшиеся у Котеля были весьма огорчены, услышав от габая что слушать шофар им придется в другом месте. Английские власти разрешили евреям молиться у Котеля, но запретили ставить скамейки, устанавливать перегородку между мужским и женским отделением, слишком громко петь или трубить в шофар. Это было сделано чтобы не раздражать арабов.
Моше Сегалю тогда было 25 лет. На следующий день газеты сообщили что он обратился к молящимся с речью на тему что за спасение души и чистую совесть не жалко ничего отдать и что никакое правительство не имеет право запрещать кому-то молиться.
Молодой человек спросил габая где шофар. Тот показал глазами на импровизированную биму и исчез из картины от греха подальше. Моше Сегаль нашел в ящике шофар и сказал себе: «Под этим талитом нет власти чужеземцев. Под этим талитом свободная еврейская страна и я свободен исполнять волю Творца». Он затрубил в шофар, был тут же арестован и препровожден в полицейский участок у Яффских ворот.
Тогдашний ашкеназский главный раввин подмандатной Палестины, рав Авраам Исаак Кук, заявил английским властям что объявит публичную голодовку если Сегаля не отпустят. Англичане махнули на строптивца рукой и поздно вечером того же дня Сегаль была отпущен из участка.
Моше Сегаль родился в Полтаве в 1904 году. Еще маленьким мальчиком от отказался вставать когда в синагоге, куда он ходил с отцом, молились за здравие русского царя. Подростком спорил со сверстниками бундовцами, убеждал, доказывал. В Эрец Исраэль приехал в 1924. В том же году когда впепрвые протрубил в шофар у Котеля, организовал шествие евреев туда же. Колонны шли и пели Хатикву. Через неделю после того памятного Йом Киппура вместе историком и журналистом Абой Ахимеиром Моше Сегаль организовал первое антибританское выступление сионистов в Палестине. Собравшиеся протестовали против квот на еврейскую иммиграцию. На этом митинге арестовали Сегаля, Ахимеира и еще троих. Они стали первыми сионистами арестованными за сопротивление британским властям.
Моше Сегаль основал движение религиозно-сионистской молодежи Брит Хашмонаим, был членом командого совета Иргуна и главой иерусалимского отдела «группы Штерна». В разное время он сидел в одной камере с командиром Иргуна Давидом Разиэлем и будущим командиром Лехи Авраамом Штерном. Сидя в английской тюрьме Латрун, Сегаль давал уроки Талмуда своим соузникам. Один из них вспоминал: «Какой бы не была притча, Сегаль извлекал из нее одну и ту же мораль – необходимо сражаться за Эрец Исраэль». И всё это время он не забывал про Котель и продолжал обучать молодых людей искусству трубить в шофар.
Каждый год с его подачи кто-нибудь трубил в шофар возле Котеля, демонстрируя неповиновение британским властям. Вот имена некоторых из них. Шестандцатилетний Овадья Цви был иргунистом и погиб при попытке взорвать английский полицейский участок. Аарон Цукерман погиб в битве за Яффо в Войну за Независимость. Рахамим Мизрахи – дважды трубил в шофар у Котеля, был заключен англичанами в лагерь в Африке, три попытки к бегству, вернулся в Израиль летом 1948, женился сразу после 9-ого Ава, тут же ушел на фронт, через месяц с небольшим погиб в битве за Иерусалим. Элияху Эзра – дважды трубил в шофар, заключен в лагерь в Африке, застрелен при попытке к бегству.
Последним нарушителем британского запрета на шофар у Котеля стал 13-летний Авраам Элькаям в 1947 году. В следующим году Старый Город захватила иорданская армия и у евреев не было доступа к Котелю двадцать лет. В Йом Киппур 1967 33-летний резервист Авраам Элькаям вернулся на то же самое место трубить в шофар. Моше Сегаль уже ждал его там. Вместе со своим будущим зятем равом Ицхаком Гинзбургом Моше Сегаль восстанвил в Старом Городе синагогу Хабада.
Моше Сегаль не сидел в башне из слоновой кости. Его регулярно приглашали с лекциями в светские кибуцы. Сохранилась фотография его вместе с Менахемом Бегином. Бегин держит свиток Торы и дело происходит в Самарии, где Бегин обещал поддержать строительство еврейских поселений.
Когда Бегин согласился отдать египтянам еврейский город Ямит на Синае, Моше Сегаль с учениками забаррикадировался в каком-то подвале. В ход пустили слезоточивый газ, молодым стало жалко уже пожилого раввина и они решили сдаться. Сегаль сказал: «Ради меня не сдавайтесь. Если не хотите воевать с другими евреями, тогда другое дело.»
После эвакуации Ямита Моше Сегаль еще успел приложить руку к основанию Института Третьего Храма в Иерусалиме.
Умер в 1985 году, в Йом Киппур.