В канадской провинции Британская Колумбия, глубоко в тайге, растет японский овощ фуки. Его листья размером с тарелку покрывают целые поляны, а поляны напоминают о событиях времен второй мировой.
Фуки (по-русски «японский белокопытник») – эндемик на Японском архипелаге и там его повсеместно разводят в огородах и готовят; добавляют в супы, жарят в кляре. В кулинарии используются та же часть что у ревеня, то есть стебли. В начале двадцатого века японские иммигранты привезли его в Канаду и там он хорошо прижился.
Во время второй мировой канадское правительство депортировали с береговой линии 22000 людей японского происхождения. Саженцы или семена фуки – одна из немногих вещей которые им разрешали брать с собой или получать в посылках (посылки посылали бывшие соседи, из тех кто попорядочнее).
В десяти милях от города Хоуп располагался лагерь временного содержание Ташме для депортированных. Сейчас там музей. На пике там жило 2644 человек. С городом Хоуп его связывала лишь лесная дорога. Шоссе еще не построили. В лагере Ташме поселили семьи японских мужчин, которых мобилизовали на трудовую повинность как раз это самое шоссе строить.
Правительство установило 160-километровую запретную зону вдоль побережья, куда японцам вход был заказан. Граница этой зоны пролегала как раз между лагерем Ташме и городом Хоуп, так что в город жителям лагеря ходу не было. Пополнить свои запасы они не могли, а место было изолированное и зимой наметало сугробы как в Сибири. Более того, не разрешалось иметь при себе наличные деньги. Конечно, правительство взяло на себя обеспечение лагеря, но выбирать там было особенно не из чего и любое что узники могли вырастить сами – было хорошо.
В 1946 лагерь Ташме был навсегда закрыт. Земля сменила нескольких владельцев, но до 2008 никто из них историей места не интересовался. Потом там сделали небольшой музей по истории интернирования военных времен. Посаженные более полувека назад фуки обильно разрослись. В 1988 тогдашний премьер Бриан Малруни официально извинился перед японской общиной Канады за депортацию. К тому времени оставшиеся в живых депортированные получили компенсацию – 21000 канадских долларов на человека. Нескольким сотням вернули отобранное гражданство.