Переводы книг

Ноах Эфрон “Истинные евреи или каким быть Государству Израиль”. Глава 3. У истоков Нетурей Карта

У истоков Нетурей Карта

(в скобках мое бухтение)
Но отношение к сионистам никогда не было статичным, на него влияли внешние факторы. Так в 1929 волна погромов в исполнении арабов до оснований потрясла мир старого ишува. По масштабу и жестокости это были беспрецедентные погромы, да и убивали в основном как раз аполитичных ультраортдоксальных жителей Иерусалима, Цфата и Хеврона, а не кибуцников и не тель-авивцев. Разные люди сделали из этого диаметрально противоположные выводы – кто-то решил еще больше отмежеваться от сионистов, кто-то решил что у арабов ловить нечего.
В середине тридцатых в Палестину начали прибывать беженцы от нацистов. Даже ортодоксы в этой волне олим не могли видеть в сионистах угрозу и врагов – может быть потому что знали что такое настоящая угроза и настоящие враги. Как бы то ни было, в середине тридцатых Агуда значительно помягчела в своей позиции и большинство ее лидеров стали бочком-бочком, но приближаться к политическому и экономическому сотрудничеству с сионистами. Но нашлись и упертые бескомпромиссные диссиденты. В 1932 умер рав Йосеф Хаим Сонненфельд. Три года спустя его последователи продолжали считать себя его хасидами и откололись от Агуды, не в силах мириться с ее соглашательской в отношении сионистов политикой. Их целью было сделать «круг свободный от нынешних веяний и ошибочных воззрений». Сначала эта группа называлась Хеврат ха Хаим (Товарищество жизни), но потом сменила название на арамейское и назвалась Нетурей Карта – Хранители городских стен. Название взято из Талмуда, там говорится что истинными хранителями городских стен являются люди сделавшие ставку на благочестие, а не на военную силу. Возглавил Нетурей карт брат рава Моше Блоя, Амрам Блой, да так и продолжал возглавлять до своей смерти в 1974 году.
Политическую антисионистскую деятельность Нетурей Карта начали еще до провозглашения независимости Государства Израиль. Они послали своего представителя в ООН лоббировать против раздела Палестины. Послали туда же еще одного с проектом международного управления для Иерусалиме и ни в коем случае не отдавать Иерусалим сионистам. Представители Нетурей Карта вели переговоры с иорданским правительством чтобы установить юридическую базу – как евреи будут жить под властью Аммана. Когда Давид Бен Гурион провозгласил создание Государства Израиль, Амрам Блой отказал ему (государству) в легитимности и даже велел Нетурей Карта выпускать собственные денежные купюры – лишь бы не притрагиваться к трефной валюте трефного государства.
Когда началась Война за Независимость, Блой был в ужасе от того что сионисты готовы подвергать опасности жизни евреев во имя своих еретических идеалов. Он писал:
Мы не собираемся вместе с женами и детьми погибать за идолопоклонство сионистов. До чего же мы дожили что грешные, невежественные, безответственные еретики подвергнут опасности сотни тысяч евреев ради своих безумных лживых идей и те пойдут за ними на смерть, упаси Господь.
Однако сионисты успешно защитили свое богохульное государство и встала новая проблема – как жить под их властью. Не в первый раз евреям приходилось жить под властью язычников и еретиков, но жить под властью еврейских язычников и еретиков, да еще в Святой земле – вот это было что-то принципиально новое. Амрам Блой начал экспериментировать с разными способами противостояния этой власти. С помощью уличных беспорядков Нетурей Карта удалось добиться муниципального запрета на вождение машин в некоторых частях Иерусалима. В 1954 на демонстрации против строительства дома культуры с бассейном люди Амрама Блоя впервые надели повязки с надписью Jude и желтые звезды. (Вот мне интересно. 1954 год. По улицам ходили настоящие жертвы нацизма и они были еще совсем не старые. Неужели этим самозванным страдальцам никто по сусалам не надавал за присвоение себе чужих страданий?). Сам Амрам Блой не отсиживался за спинами последователей, а всегда находился в самой гуще драки. Было ясно что сам процесс доставляет ему удовольствие. В 1963 умерла его жена Гинда и через два года Амрам Блой женился вторично – на француженке-гиорет на 26 лет моложе. Она получила имя Рут Бен Давид. Последователи разделились – кто-то признавал брак вождя, кто-то нет и влияние Нетурей Карта ослабло. Следующий раз они попали в новости когда Ясир Арафат пригласил в свое «правительство» рава Моше Хирша в качестве «министра по еврейским делам». (В википедии написано что Амрам Блой получил ранение в пах во время осады Иерусалима 1948 года, не мог выполнять супружеские обязанности и потому мог жениться только на гиорет. Кто-нибудь что-нибудь про это знает?) Нетурей Карта изобрели то чего евреи раньше никогда не делали – силовое (хоть и не вооруженное) противостояние светскому государству. (Это совпадение что такое сопротивление началось когда светское государство стало еврейским? По моему нет. Кто-то пятой точкой чует что гоим миндальничать не станут, будь то советская милиция или американская полиция).
На светской стороне происходили процессы зеркально отражающие то что происходило у традиционалистов. С годами росло влияние религиозных сионистов, а элемент воинствующего атеизма сходил на нет. С одной стороны харедим считали религиозных сионистов идеологически опасными любителями сидеть на двух стульях, а с другой – ну должен же кто-то вносить хоть какие-то элементы идишкайта в движение которое начинало как абсолютно светское. В 1936 религиозно-сионистское лобби уговорило Еврейское Агентство сделать по всей Палестине религиозные советы и назначить раввинов ими руководить. Эти раввины получали широкую автономию решать алахические вопросы для тех кто эти вопросы задавал и светские сиоинисткие функционеры в эту деятельность совершенно не вмешивались. Харедимным раввинам нравились эти рабочие места – хорошая зарплата и широкие возможности для кирува. А получая от сионистов зарплату как-то уже совсем неудобно призывать на их головы проклятья, по крайней с высокой трибуны.
Катастрофа сыграла свою роль в вынужденном сближении ультраортодоксов и сионистов. В конце тридцатых в Палестину начала просачиваться информация о преследованиях в Германии, позже в Польше. Ультраортодоксальные раввины забегали в поисках способов вытащить из Европы своих родственников и общинников, а распределением немногих выдаваемых англичанами сертификатов на въезд занималось как раз Еврейское Агентство. Возникла ситуация когда благочестивые и ученые евреи писали умолящие письма всяким невеждам и еретикам, а светочи Торы сидели в приемных ожидая когда их примут какие-нибудь сионистские бюрократы. Этих невежд и еретиков можно было ненавидеть, можно было презирать, но жить так как будто их нет уже не получалось.
После войны выяснилось что центры ультраортодоксальной учености в Европе обращены нацистами в прах и пепел. При прочих равных у ультраортодоксального еврея в Европе было больше шансов погибнуть чем у светского. Их было сразу и издалека видно, у них было меньше навыков и знаний необходимых для выживания среди неевреев, не было нееврейских родственников-друзей-коллег – а значит меньше шансов что кто-то спасет и спрячет. Харедим и уж тем более общины с инфраструктурой остались только там куда нацисты не добрались – в США и в Палестине. До войны центр харедимного иудаизма был в Европе, а США и Палестина считались задворками. А теперь на плечи лидеров харедим в США и Палестине легла монументальная историческая задача – возрождать общину, строить ее буквально с фундамента. В Палестине эту задачу невозможно было выполнить заперевшись в гетто и отказавшись взаимодействовать со всякими там недоевреями.
Необходимость выработать консенсус и светскому руководству был ясна. 19 июня 1947 Давид Бен Гурион и еще два сотрудника Еврейского Агентства (один из них был раввином) направил лидерам Агуды письмо, где изложил свои соображения на тему – как религиозным и светским евреям жить в одном государстве. Вот его текст в переводе на русский Леонида Рабина:
Иерусалим, 1 тамуза 5707 года
(19 июля 1947 года)
Всемирному совету организации «Агудат-Исраэль»
Улица Бен-Иегуда, здание Сансур,
почтовый ящик 326, Иерусалим
Уважаемый господин,
руководство Еврейского агентства узнало от своего председателя о Вашей просьбе дать гарантии в вопросах определения семейного положения граждан, статуса Шабата, образования и кашрута в еврейском государстве, когда таковое будет создано, то есть уже в наши дни.
Как вам сообщил председатель правления Еврейского агентства, ни руководство Еврейского агентства, ни какой-либо другой орган в стране не уполномочены заранее составлять конституцию еврейского государства, которое будет создано в дальнейшем. Для создания государства необходимо решение ООН, а согласие ООН не будет получено, если в новом государстве не будет гарантирована свобода совести в рамках государства всех граждан, и не будет четко заявлено, что это государство не станет теократией. В еврейском государстве будут жить граждане-неевреи, христиане и мусульмане, и очевидно, что необходимо будет обеспечить им равный статус и полный объем гражданских прав для всех граждан при отсутствии принуждения или дискриминации в вопросах религии или любых других вопросах. Мы были рады узнать, что вы понимаете, что ни один орган не уполномочен самолично формулировать конституцию государства, и что государство получит возможность свободно формулировать конституционные положения в определенных вопросах согласно воле его граждан.
Вместе с тем правление Еврейского агентства уважает ваши требования, и оно понимает, что существуют вопросы, беспокоящие не только членов ассоциации «Агудат-Исраэль», но и многих верующих евреев, принадлежащих к сионистскому лагерю и не состоящих ни в каких партиях. Руководство Еврейского агентства понимает ваше требование изложить позицию агентства по упомянутым вами вопросам и перечислить все, что агентство готово сделать, пользуясь своим влиянием и возможностями при принятии решений, чтобы ваши пожелания по упомянутым вопросам осуществились.
Правление Еврейского агентства поручило лицам, перечисленным ниже, сформулировать его позицию по вопросам, о которых мы говорили, и мы сообщаем вам, что позиция Еврейского агентства следующая:
1. Шабат. Очевидно, что законным днем отдыха в еврейском государстве будет суббота. Понятно также, что христиане и лица, исповедующие другие религии, смогут отдыхать в свои еженедельные дни отдыха.
2. Кашрут. Следует добиться, используя все имеющиеся средства, чтобы на каждой кухне в государственных учреждениях, обслуживающих евреев, подавалась кошерная пища.
3. Брачный статус. Все члены руководства Еврейского агентства понимают серьезность проблемы и возникающие в связи с ней большие трудности. Организации, представляемые Еврейским агентством, будут действовать в этом вопросе с полным осознанием того факта, что религиозные евреи пытаются предотвратить дробление еврейского народа на две группы.
4. Образование. Будет обеспечена полная автономия всех направлений в образовании. (Кстати, такая ситуация существует в сионистском и еврейском обществе и сейчас). Правительство не будет препятствовать признанию религиозной идентичности и мешать свободному вероисповеданию любой группы в еврейском народе. Государство определит минимальный объем обязательного образования, включающего в себя язык иврит, историю, науки и так далее, и будет следить за преподаванием этого минимума, однако каждое направление сможет свободно определять свою школьную программу, и при этом никак не будет ущемляться свобода вероисповедания.
5.
С уважением, от имени Еврейского агентства:
Давид Бен-Гурион
Раввин Иегуда-Лейб Фишман
Ицхак Гринбойм
Давид Бен Гурион был мастером политических комбинаций и никогда ничего не делал без далеко идущих планов. За три дня до написания этого письма в Палестину приехала очередная комиссия из ООН изучать вопрос основания еврейского государства. Меньше всего Бен Гурион хотел чтобы группа религиозных евреев высказывалась от имени всего народа что евреям своя страна не нужна и в ненужном духе влияла на комиссию. Он послал это письмо в надежде купить молчание ультраортодоксов и дать им возможность поддержать сионистский проект или хотя бы ему не противиться.
Более полувека (книга вышла в 2003) это письмо служило своеобразной конституцией определяющей вынужденный союз сионистов и несионистов в созданном сионистами государстве. 14 мая 1948, после того Давид Бен Гурион провозгласил независимость Государства Израиль, Декларацию Независимости подписал представитель Агуды, рав Левенштейн. На следующих же выборах Агуда объединилась с религиозными сионистами в партию Объединенный Религиозный Фронт. Они получили почти 53000 голосов (12% всех избирателей) и 16 мест в Кнессете. Агудист рав Ицхак Меир Левин был назначен министром социальной политики новорожденного государства. За двадцать лет Агуда прошла путь от отвергания любого с сотрудничества с сионистами до формирования блока с религиозными сионистами, заседания в сионистском парламенте и наличия своего человека в сионистском кабинете.
На фото Амрам Блой и Рут Бен Давид

Leave a Comment