Аника Борджесс, перевод (частичный) меня
На югозападном берегу Ирландии, в графстве Керри, можно найти деревню Кахерданиэль. Рядом с ней расположен национальный парк, откуда можно увидеть острова Скеллиг и утесы залива Деррианн. Одной из главных достопримечательностей всей округи является кахерданиэльский молитвенный тракт. Как и другие подобные тракты в Ирландии, кахерданиэльский триста лет назад служил тайной тропой к мессе преследуемым за веру католикам.
Точное местонахождение этих трактов хранилось в глубокой тайне и потому у фотографа Катрионы Даннетт заняло несколько лет чтобы собрать материала на ее книгу “Молитвенные тракты”. Начала она с кахерданиэльского. Школьные уроки по истории Ирландии положили начало большому исследованию.
Начиная с последней декады семнадцатого века, контролируемый протестантами ирландский парламент при поддержке английского парламента принял ряд драконовских карательных законов против уже угнетенного католического большинства. Католики теряли право голоса, католик не имел права стать судьей или адвокатом. Они не имели право носить оружие и служить на флоте или в армии. Запрещалось основание новых школ и выезжать заграницу для получения образования тоже запрещалось. Ни один католик не мог купить лошадь стоившую дороже пяти фунтов. Гэльский язык запрещался к использованию.
В попытке отжать у католиков земельные владения, в начале восемнадцатого века парламент принял закон о том, что землю не наследует старший сын (как в Англии), а вместо этого участок дробится между сыновьями и даже дочерьми (и вот тут начался ирландский протофеминизм. Стремясь сохранить землю хотя бы за сыновьями, ирландские семьи стали активно выдавливать дочерей в города, причем искать не мужа, а работу – швеи, служанки, на фабрике. Среди всех иммигранток в Америку, ирландки единственные приезжали в одиночку и потом перетаскивали к себе родителей и сестер. По сравнению с еврейками из восточными Европы и итальянками, они выходили замуж куда реже и куда позже – примечание меня). Но любой сын, который переходил в протестантизм, мог унаследовать всю землю. В 1703 году католики составляли около 90% населения Ирландии и при этом владели меньше чем десятью процентами земли.
Отдельный пакет репрессий приготовили католическому духовенству. На приход полагался один священник и он был обязан зарегистрироваться у властей. Остальные были изгнаны из страны и под угрозой смертной казни не могли возвращаться. В 1709 году был принят закон, по которому от священников требовалось публично отказаться от верности святому престолу и поклясться в верности царствующей королеве Англии, протестантке Анне. Сохранились сведения лишь о 33 священниках принесших эту присягу, а остальные перешли на нелегальное положение. Этот же закон требовал от мирян по приказу властей сообщать где и когда они в последний раз посетили мессу и выдавать властям священников-нелегалов.
Священники-нелегалы служили мессу тайно, в самых невообразимых местах, например на лесной поляне, с камнем вместо алтаря. Часто они закрывали свои лица капюшонами, что на допросе прихожане могли честно отвечать констеблям – нет, я не знаю кто служил мессу. Существовали специальные охотники за епископами, священниками и монахами, получавшие денежный куш за каждого убитого или сданного властям.
Миряне тоже рисковали. Некоторые шли в тайные места босиком, по горным и лесным речкам, чтобы не оставить следов. В конце восемнадцатого века карательные законы начали отменять и этот процесс продолжался весь девятнадцатый век. Лишь в 1920 были отменены последние.
Дальше интервью с Катрионой Даннетт о том, как она искала тайные молитвенные тракты и какие истории слышала о призраках невинно замученных священников, которые продолжают там появляться.