Мария Эдинбургская, в замужестве королева Румынии
Принцесса Мария-Виктория-Александра родилась в 1875 году в резиденции Иствелл-Парк в округе Кент в Англии. Родители – сын королевы Виктории принц Альфред (герцог Эдинбургский) и дочь российского императора Александра II великая княжна Мария Александровна. У Марии был старший брат и три младшие сестры. Отец, герцог Эдинбургский, детей любил и интересовался ими больше чем это было принято для мужчин в его классе, но редко бывал дома потому что служил на флоте. Детьми занималась в основном мать, Мария Александровна. В Англии великая княжна не прижилась. Она скучала по всему русскому и ее раздражало все английское. Никто не препятствовал ей продолжать исповедовать православие, но Мария Александровна была вечно не довольна тем, что ей, дочери правящего монарха, оказывают при дворе свекрови мало почестей. Сама не будучи большой любительницей образования и чтения, Мария Александровна пустила образование своих детей на самотек. Но Мария-младшая получила довольно разнообразный жизненный опыт благодаря переездам по службе отца. В 1886 герцог Эдинбургский получил назначение командовать средиземноморским флотом и перевез семью на Мальту. На Мальте понравилось всем – и детям, и даже вечно всем недовольной великой княжне. Через три года герцог Эдинбургский наследовал своему бездетному дяде Эрнсту II (герцогу Саксе-Кобург-Гота) и семья переехала в Кобург. Тут под началом немецкой гувернантки Мария и ее сестры впервые начали систематически учиться, а мать брала их в театр и кататься на коньках.
Мария выросла очень красивой. Под нее подбивали клинья несколько принцев, в том числе кузен Георг, ставший наследником английского престола после смерти старшего брата. Этот потенциальный союз одобрили как бабушка Виктория, так и отцы обоих молодых людей, принц Уэльский и герцог Эдинбургский (приходившиеся друг другу родными братьями). А вот матери встали на дыбы. Мать Георга, датская принцесса Александра, ненавидела мать Марии, великую княжну Марию Александровну за ее пронемецкие симпатии. Мария Александровна, со своей стороны завидовала невестке что той при английском дворе оказывалось больше почестей чем ей (Мария Александровна считала что отец Александры, мелкий немецкий князек, случайно получивший корону Дании не идет ни в какое сравнение с ее отцом, Александром II). Кроме того, православная церковь не одобряла браков между столь близкими родственниками какими были Георг и Мария. Сватовство кончилось ничем.
В это время румынский король Кароль I искал невесту своему племяннику и наследнику кронпринцу Фердинанду. Мария встретилась с Фердинандом пару раз и дала ему согласие. Реакция бабушки Виктории была такой же как ее реакция на согласие Аликс Гессенской выйти замуж в Россию. Фердинанд бабушке понравился, а вот его страна внушала ужас своей политической нестабильностью и низкой моралью. Свадьба состоялась в начале 1893 года в замке Сигмаринген в швабских Альпах.
При дворе дяди-короля Марии пришлось нелегко. Царствующая пара (Кароль I и Елизавета Нойвидская) беспардонно вмешивались в жизнь Марии и ее мужа, диктовали где жить, с кем дружить, как воспитывать детей. Двух старших детей монаршья чета у Марии просто забрала чтобы самим воспитывать. Результаты этого воспитания доставили Марии немало головной боли и седых волос. Принцесса старалась как могла – выучила язык, досконально ознакомилась с православием и часто появлялась на публике в румынском национальном костюме.
Вскоре после начала первой мировой войны Кароль I умер и королем стал супруг Марии, Фердинанд. Их отношения были скорее дружбой соседей по квартире чем романтической или супружеской любовью. Каждый жил своей жизнью и пересекались эти жизни по словам самой Марии «лишь в некоторых областях». У них было шесть детей. Однако в политических вопросах Ферндинанд был склонен прислушиваться к мнению жены отдавая должное ее кругозору и интеллекту (самому ему, мягко говоря, не доставало). Все современники – от дипломатов до журналистов – отмечали что Румыния вступила в войну на стороне Антанты только благодаря Марии, связанной родственными узами с Россией и Англией. Ее называли «единственным мужчиной в правительстве». Мария плотно впряглась в уход с ранеными, встречала на станции в Яссах каждый поезд – и всё это на фоне траура по младшему сыну умершему в три года от брюшного тифа. На парижской международной конференции по случаю окончания первой мировой войны Марии удалось то что не удалось официальной делегации во главе с премьер-министром – выбить для Румынии международное признание и дополнительные территории. По итогам конференции Румыния приобрела 295000 квадратных километров земель, а число подданных Фердинанда и Марии увеличилось на десять миллионов человек.
В 1926 Фердинанд был официально коронован и короновал Марию (поэтому она не консорт, а полноценная королева). В том же году Мария перешла в православие, как она сама говорила, «чтобы быть ближе к народу» (Фердинанд не сподобился, так католиком и остался). В следующем году Фердинанд скончался от рака у Марии на руках.
Дальше наступил династический кризис. Старший сын Марии, Кароль, отрекся от престола. Он был женат на принцессе Елене Греческой, сделал сына Михая и считал свой долг перед династией и страной выполненным. В юности Кароль не пропускал ни одной юбки, а к концу двадцатых заявил что хочет жениться на своей любовнице Магде Лупеску, дочери аптекаря, и жить как частное лицо. Наследником был объявлен сын Кароля и внук Марии, маленький Михай, а правил регентский совет. Но в 1930 Кароль передумал, вернулся в Румынию и взял власть под именем короля Кароля II. С матерью он обращался безобразно, публично ее оскорблял и требовал общаться с Магдой Лупеску, а Мария отказывалась. Она удалилась от двора и начала изучать учение Бахаи, котором очень сильно увлеклась. А у Кароля дела шли плохо. Его ненавидели все слои румынского общества, а возглавила оппозицию фашистская «Железная гвардия». Опасаясь что его могут убить во время ежегодного военного парада по случаю годовщины независимости, Кароль посадил рядом с собой на трибуну мать в качестве живого щита, о чем ей прямо заявил. Это было последним появлением Марии на публике. Ее отправили в Италию и там она угасала. Понимая что дни ее сочтены, Мария попросила доставить ее в Румынию чтобы умереть в стране, которую он считала своей родиной. Кароль прислать за матерью самолет отказался. Гитлеровская Германия предложила выделить самолет, но тут отказалась уже Мария. Ее, уже неходячую, довезли до города Синая, где она скончалась в замке Пелишор 18 июля 1938 года. Через два дня, 20 июля, тело Марии было доставлено в Бухарест, где выставлено для прощания в Белой гостиной дворца Котрочень. Её гроб был окружён цветами и горящими свечами и охранялся офицерами четвёртого гусарского полка. За три дня прощания к гробу вдовствующей королевы пришли тысячи людей, а на третий день дворец был открыт для фабричных рабочих.
В Румынии Мария известна по прозвищу Mama Răniților («Мать раненых») или просто как «королева Мария», в то время как в других странах её помнят как «Королеву-солдата» и «Королеву-маму»
Сапфир «Королева Мария» был назван из-за его связи с Марией Эдинбургской. Изначально в 1913 году камень, весом 478 карат, был вставлен в колье от Cartier. В 1919 году он был вставлен в бриллиантовое колье, а в 1921 году король Фердинанд приобрёл его для Марии; камень обошёлся Фердинанду в 1 375 000 франков, которые должны были быть выплачены четырьмя частями до 1924 года. В то время крупные украшения не вызывали у Марии интереса; она предпочитала носить греческий крест или, когда она посещала Парижскую оперу, жемчуг. Однако сапфировый сотуар (ювелирная цепочка) был идеальным дополнением к сапфировой тиаре, которую Мария приобрела у великой княгини Марии Павловны. Мария надевала комплект из сотуара и тиары на коронационные приёмы, в них она изображена на портрете кисти Филипа де Ласло. Во время своего визита в Соединённые Штаты, когда она председательствовала на балу в Нью-Йоркском Ритц-Карлтоне, один наблюдатель заметил: на ней «была тяжелая цепь алмазов, разбитая с интервалами квадратами массивного дизайна. На этой цепи был подвешен невероятный сапфир в форме яйца, один из самых больших, как говорят, в мире».