Виктория Мелитта Эдинбургская, в замужестве (первом) герцогиня Гессенская, (во втором) великая княгиня Виктория Федоровна Романова.
Принцесса Виктория-Мелитта родилась в 1876 на Мальте, куда ее мать приехала навестить ее отца. Родители – сын королевы Виктории принц Альфред (герцог Эдинбургский) и дочь российского императора Александра II великая княжна Мария Александровна. Отсюда имя Мелитта. Детство и юность Виктории-Мелитты и ее сестер прошли в Англии, на Мальте и в Кобурге. Виктория-Мелитта очень дружила со старшей сестрой-погодкой, Марией и они оставались близкими всю жизнь, несмотря на то, что были очень разными – Мария жизнерадостной блондинкой, а Виктория-Мелитта задумчивой брюнеткой.
В 1891 мать взяла Виторию-Мелитту с собой в поездку в Россию. Там принцесса познакомилась со своим кузеном Кириллом Владимировичем, как и она сама, внуком Александра II. Между молодыми людьми вспыхнули чувства, как потом оказалось, всерьез и надолго. Но родня об этом и слышать не хотела. Православная церковь запрещала такие близкородственные браки, а мать Виктории-Мелитты была уверена что из мужчин дома Романовых не получаются верные и любящие мужья – насмотрелась в детстве на бесконечные амуры своего августейшего отца и сочувствовала матери.
В том же году осенью Виктория-Мелитта с матерью приехали в гости к бабушке Виктории в замок Балморал. Там же с визитом находился гессенский кузен принцессы Эрнст-Людвиг по прозвищу Эрни (родной брат четырех гессенских сестер Виктории, Эллы, Ирины и Аликс). Молодых людей быстро уговорили пожениться, как потом оказалось, с печальными последствиями.
В 1894 году Эрни и Виктория-Мелитта поженились. На их свадьбу съехалась вся венценосная родня и там же была объявлена помолвка наследника русского престола Николая II и Аликс Гессенской. В этом браке у Виктории-Мелитты родилось двое детей – дочь Елизавета (1895) и мертворожденный мальчик (1900).
Супруги очень скоро начали ссориться, в основном из за того, что Виктория-Мелитта не желала выполнять свои протокольные обязанности. Эрни быстро в ней разочаровался и перенес все внимание и нежность на маленькую дочь. Ссорились бурно и на глазах прислуги, Виктория-Мелитта швыряла в мужа всем что попадалось под руку, как-то запустила целый поднос с чайным сервизом. С разводом тянули чтобы не огорчать бабушку (обоих) королеву Викторию, но с ее смертью никаких препятствий не осталось. В 1901 гражданский суд герцогства Гессенского супругов развел. По соглашению маленькая Елизавета проводила полгода с матерью, полгода с отцом. В 1903 она умерла от тифа.
Получив развод, Виктория-Мелитта возобновила романтическую переписку со своей первой любовью, великим князем Кириллом Владимировичем. Его родители встали на дыбы и мать открытым текстом сказала ему что иметь Викторию-Мелитту в любовницах ему никто не мешает, но жениться на разведенной женщине это ужас-ужас-ужас. Однако Кирилл оказался крепким орешком. В русско-японскую войну он служил на крейесере «Петропавловск». Когда крейсер подорвался на японской мине и затонул, Кирилл был одним из немногих членов экипажа оставшимся в живых. Израненного и замерзающего его выловили из воды. Как и многие люди посмотревшие смерти в лицо, Кирилл Владимирович плевать хотел на условности. Он хотел только одного – чтобы ему дали жениться на любимой женщине. В 1905 они с Викторией-Мелиттой заключили брак в маленьком баварском городке Тегензее. Церемония была очень скромной, гостей практически не было. Николай II лишил Кирилла апанажа как члена императорской семьи и уволил из ВМФ. Александра Федоровна поклялась никогда не принимать у себя «эту бессовестную женщину», которая посмела развестись с ее братом, да еще после этого выйти замуж по собственному выбору.
Следующие пять лет супруги прожили в Париже. Там родились две их дочери, Мария и Кира, и там же Виктория-Мелитта приняла православие под именем Виктории Федоровны, к радости своего мужа и своей матери.
В 1910 Николай II разрешил Кириллу вернуться в Россию. Виктория-Мелитта без труда влилась в русское великосветское общество, в круг своей свекрови великой княгини Марии Павловны. За год ей удалось то, что за много лет не удалось ее царственной кузине Аликс – всем понравиться. Вот только русский язык Виктории-Мелитте так до конца жизни и не давался. Отношения с императорской семьей у Виктории-Мелитты проходили строго по этикету. Но ей и в своей семье было хорошо, с любимым мужем и любимыми дочерьми.
Во время Первой мировой войны Виктория-Мелитта, как и многие женщины из императорской семьи, принимала участие в организации работы Красного Креста: она участвовала в организации лазаретов, санитарных поездов, складов белья для раненых, а также медикаментов, приютов и мастерских для инвалидов войны. Виктория-Мелитта часто посещала фронт под Варшавой, и иногда ей приходилось выполнять свои обязанности под огнём противника. Кирилл Владимирович также служил в Польше под командованием начальника Морского генерального штаба адмирала Русина, члена штаба главнокомандующего русской армии великого князя Николая Николаевича. Дважды во время войны Виктория-Мелитта выезжала к сестре в Румынию, где также оказывала помощь жертвам войны. За свои заслуги во время войны она была награждена Георгиевскими медалями всех степеней.
После февральской революции Виктория-Мелитта и Кирилл Владимирович приняли решение покинуть Россию. Лучшим местом для жизни они посчитали Финляндию, которая до декабря 1917 года оставалась в составе Российской империи, при этом имела собственное правительство и конституцию. Кроме того, великокняжеская чета однажды побывали в усадьбе Хайкко, располагавшейся недалеко от Борго — небольшого городка на южном побережье Финляндии близ Хельсинки. Благодаря лояльности великого князя, Временное правительство разрешило супругам с детьми покинуть страну, однако взять с собой какие-либо ценности им запретили. Некоторые украшения супруги всё же смогли вывезти с собой, зашив их в одежду членов семьи. В начале июня 1917 года супруги сели на поезд до Хельсинки и покинули страну. После двух недель в Хайкко семья переехала в арендованный дом в Борго, где в августе 1917 года Виктория-Мелитта родила долгожданного сына, названного в честь деда по отцу Владимиром.
Из Финляднии семья переехала в Германию, затем во Францию. Вся жизнь Виктории-Мелитты, ее мужа и детей, вертелась вокруг притязаний на российский престол, тогда это казалось более чем реальным, тем более что непрерывная мужская линия шла только через Кирилла Владимировича – остальных мужчин семьи Романовых большевики уже успели убить.
Последние годы Виктории-Мелитты были омрачены изменой мужа, у того в Париже обнаружилась любовница. Ради детей она сохраняла видимость семейного счастья, но по словам сестры, «так и не смогла [Кирилла Владимировича] простить». Умерла в 1936 в Сен-Бриаке от воспаления легких.