Софья выросла при дворе римского папы Сикста IV (того самого заказчика Сикстинской капеллы, который “здрасьте – потолок покрасьте”). Она была дочерью брата последнего византийского императора и после падения Византии их семью приютили в Риме. Образованием и воспитанием Софьи и ее братьев руководил кардинал Виссарион Никейский, который начинал как греческий православный монах, но потом перешел в католичество сразу с повышением в звании. С идеей унии все носились и именно с этой целью Софью выдали замуж в Москву. Но она ни на минуту не забывала к какому роду она принадлежит и не желала быть орудием чужих планов. Из всех трех детей своего отца только Софья вела себя как царственная особа, не в пример братьям. Ее брат Андрей прославился только своими кутежами и попытками загнать византийскую корону подороже то одному, то другому европейскому монарху. Второй брат, Мануил, сдался на милость турецкому султану и принял ислам. А вот Софья вознамерилась, ни много ни мало, возродить Византийскую империю по месту своего нового жительства. Именно ей потомки могут сказать спасибо за идею “Москва – третий Рим”, белокаменные соборы и городские стены (вместо деревянных), двуглавого орла в русской геральдике, пышный византийский церемониал для всех московских правителей до первых Романовых включительно и – наконец-то! – отказ Москвы платить дань татарскому хану. Именно она превратила в государственную практику найм на работу в Москву искусных в своем деле иностранцев. Молва приписывала Софье отравление конкурента в династической борьбе, а именно пасынка, известного как Иван Молодой (сын Ивана III и его первой жены, Софья была второй).
Прижизненного портрета Софьи не сохранилось, хотя доподлинно известно что он был, приехал в Москву вместе с папским посольством как инструмент сватовства и скандализовал двор великого князя Ивана III. Тогдашние московиты не знали никаких портретов кроме икон. Наверное это было настоящее произведение искусства, ибо папа Сикст IV отличался отменным вкусом и покровительствовал лучшим из художников своего времени.
(картинка – кадр из сериала “София”. В роли главной героини Мария Андреева):