Движение за то, чтобы покончить с практикой женского обрезания набирает силу. Этот обычай до сих пор практикуется в Африке и мусульманских частях Азии. Операция производится на маленьких девочках, зачастую без обезболивания и антисептики. Эта процедура имеет целый букет неприятных побочных эффектов и осложнений, которые сопровождают жертву на протяжении все жизни. Среди них инфекции вагинального канала, кровотечение, шок, хроническая боль, инфекции мочеиспускательного канала, боль при мочеиспускании, бесплодие, осложнения при родах и повышенный риск смерти младенца, а также акушерские свищи. Из отчета ВОЗ: “Женское обрезание никак не улучшает здоровье, а наоборот, наносит вред здоровью женщин и девочек многими путями. Оно представляет из себя удаление или иссечение здоровой ткани и препятствует нормальному функционированию организма пострадавшей”. Практика показала, что принятие законов криминализующих женское обрезание не возымело в странах третьего мира должного эффекта. За пределами столиц никто эти законы внедрять не собирался и не собирается. Начинать надо “снизу” потому что эту традицию передают следующему поколение именно матери девочек и деревенские старейшины. Обрезание создает проблемы со здоровьем, а многие женщины этого не знают. В странах, где обрезают большинство, как например в Сомали, все считают что проблемы со здоровьем это естественно и не знают, что есть люди, которые живут без них. Как только женщины понимают, что обрезание портит здоровье их дочерей, они начинают смотреть на эту традицию другими глазами. Ислам не требует обрезания, нигде ни в Коране, ни в хадисах об этом не говорится. Там, где удается заручиться поддержкой местного муллы, там где он объясняет людям, что обрезание это не мусульманский обычай, процент обрезанных девочек существенно падает. Мужчины не обязательно ждут от женщин обрезания и не обязательно требуют его от потенциальных невест. Во многих местах это сугубо внутриженская традиция, о которой мужчины мало что знают. Если мать понимает, что необрезанность не помешает дочке выйти замуж, то у дочки больший шанс избежать этой калечащей процедуры.
Основанная американкой в Сенегале организация Тостан первая предложила найти альтернативу женскому обрезанию, другую церемонию инициации девочек во взрослую жизнь. В 1997 на деревенской сходке в деревне Маликунда Бамбара было принято всеобщее решение — дочерей не обрезать. Модель Тостан распространилась по Африке. В более чем в 6500 деревнях в Джибути, Гвинее, Гвинее-Бисау, Мали, Мавритании, Сенегале, Сомали и Гамбии провели публичные церемонии отказа от практики обрезания. Такие церемонии сопровождаются музыкой, танцами и устными рассказами. И обязательно воздается благодарность пожилым женщинам, для которых отказ от обрезания означает отказ от источника дохода. Они получают материальное поощрение, например козу или швейную машинку.
В 4000 милях к востоку от Сенегала (Харгесса, Сомалиленд) есть целая больница специализирующаяся на возвращении здоровья женщинам искалеченным обрезанием. Директорствует там Эдна Адан. В больнице не только лечат и восстанавливают, но и собирают исследовательский материал по женскому обрезанию. Именно туда обращаются социологи с проверкой своих теорий как искоренить это варварство.
Эдна приглашает волонтеров со следующими навыками: 1) медсестер, врачей, акушерок и фармацевтов, а также студентов, которые на это учатся 2) готовых преподавать английский язык пациенткам и персоналу 3) библиотекаря или архивиста для каталогизации собранных данных 4) людей, готовых на поездки “в поле”, то есть собирать информацию на месте.
У Тостана тоже есть программа приема волонтеров из западных стран на один год. Там главное требование — французский язык среднего уровня или выше.
На снимке — девочки племени масаи на празднике альтернативной инициации