Посиделки с Клио

Негативы не горят

После падения Франции в 1940 году вишистские власти поделились с СС и немецкой полицией своей картотекой бежавших из Испании во Францию побежденных республиканцев. Гитлер предложил Франко репатриировать этих людей в Испанию, а Франко отказался. Так несколько тысяч испанцев стали людьми без гражданства и для большинства из них это закончилось очень и очень плохо. Одним из них стал девятнадцатилетний каталанец по имени Франсиско Боч-Кампо.
Франсиско родился в Барселоне в семье портного. От отца перенял левые убеждения и хобби – занятия фотографией. Хобби стало профессией и делом жизни – в пятнадцать лет Франсиско поступил на работу в одну из республиканских газет фотокорреспондентом и отправился на фронт. Через год сменил фотоаппарат на винтовку, а в 1939, когда националисты победили бежал во Францию. Большая часть испанских беженцев были интернированы, а уже из этих лагерей трудоспособных мужчин, в том числе Франсиско, французское правительство мобилизовало на строительство укреплений. Мы все знаем что было дальше, укрепления не помогли. Франсиско попал в немецкий плен. Полгода его таскали по разным тюрьмам во Франции, а с января 1941 он сидел в Маутхаузене, вернее в его филиале под названием Гуссен. В этом лагере испанцы, объединенные общим республиканским прошлым и зачастую коммунистической идеологией, составили настоящее ядро сопротивления. Понятно, что большинство их там же и погибло.
Пока нацисты были уверены в своей безнаказанности, они очень любили фотографировать свои художества. В Маутхаузене фотографировал какой-то эсэсовский чин (имя не разобрала), но чтобы проявлять и печатать снимки он использовал заключенных. Они приказал им проявлять каждый снимок в пяти экземплярах – один для лагерного архива и по четырем высоким адресам в Берлине. Изначально в лагерной фотолаборатории работали двое заключенных – каталанец Антонио Гарсия и поляк по фамилии Грабовский. Они тайком начали делать шестую копию с наиболее, скажем так, показательных снимков – и прятали этот архив в отверстии за балкой под потолком. B июне 1941 этого начальника сменил другой – хауптшарфюрер Пауль Рикен. На общем фоне он выделялся отсутствием садизма. По совету Гарсии Рикен взял на работу Франсиско Боча. (Рикен по приговору американского военного суда сидел в тюрьме до 1954, а спустя десять лет умер в Дюссельдорфе). Очень скоро Франсиско все узнал и про шестую копию снимков и про то где хранится архив. В феврале 1943, после Сталинграда, до нацистов среднего уровня начало доходить, что войну рейх может и проиграть и тогда придется отвечать. Фотоархивы начали жечь. В 1944 Грабовский покончил с собой. В феврале 1945 Антонио Гарсия заболел и был отправлен в медицинский блок, где даже умудрился выжить. Когда он вернулся, то не обнаружил тайного архива в знакомом месте. Франсиско рассказал что хранить его там было опасно – пришлось перепрятать. За пределами лагеря, в лесу, работала бригада из испанских заключенных. Они должны были отыскать в лесу место куда спрятать архив. Но все сложилось еще лучше. За ними уже особо не следили и закрывали глаза на что заключенным носила еду местная жительница. Звали ее Анна Пойнтнер. Испанцы сговорились с Анной и стали потихоньку передавать ей негативы. Она спрятала их в каменной ограде вокруг своего дома.
5 мая 1945 американцы зашли в Маутхаузен и его филиалы. Из порядка семи тысяч испанцев заключенных в Маутхаузене до этого дня дожило 2200. Еще около двух тысяч испанцев погибло в других лагерях, в основном в Дахау и Бухенвальде. Те испанцы кто не отважился возвращаться во франкистскую Испанию получили убежище во Франции. После войны Франсиско извлек из тайника три тысячи негативов и стал единственным испанцем который давал показания на Нюрнбегском процессе. Его показания всех впечатлили, особенно про цыганский орекстр, который увеселял эсэсовцев прямо во время публичных казней. Кроме того, Франсиско показал что Маутхаузен посещали Альберт Шпеер и Эрнст Кальтенбруннер, хотя те утверждали что вообще ни о каких лагерях ничего не знали.
Франсиско остался во Франции и снова стал работать фотографом. Он ездил с редакционными заданиями в Алжир, Чехословакию и Венгрию, встречался с интересными людьми. Но эта яркая жизнь оказалась короткой. В 1951 Франсиско умер – отказали почки. Ему было всего тридцать лет.
1) Франсиско позирует на войне, 1937.
2) Знаменитое фото Роберта Капа, как испанские беженцы колонной идут в лагерь временного содержания во Франции. Март 1939. Франсиско впереди колонны и снова улыбается.
3) Лагерное фото из Маутхаузена. Уже не улыбается.
4) Испанские узники в каменном карьере, Маутхаузен
5) Долгожданная свобода. На транспаранте надпись на испанском, русском и английском. “Испанские антифашисты приветствуют силы освобождения”.
6) Один из “шестых” и сохраненных негативов. В лагере высокие гости — слева Гиммлер, справа Кальтенбруннер, кто посередине не знаю.
7) Франсиско выступает на Нюрнбергском процессе и показывает на Альберта Шпеера.
6) Конец 1945. Франсиско фоткает Пабло Пикассо и снова улыбается. Наверное неубиваемый дух был.

Leave a Comment