Посиделки с Клио

Построение британского характера – Генри Хаггард

“Построение британского характера: империализм в жизни и литературных трудах Генри Райдера Хаггарда и Редьярда Киплинга”
Диссертация Зэкари Дэвида Кейди

Часть вторая

Маскулинность в жизни и творчестве Генри Райдера Хаггарда
Невозможно переоценить значение прозы Хаггарда в деле воспитания будущих проводников имперской политики. Начиная с 1885, когда вышли «Копи царя Соломона», его приключенческими романами происходящими в экзотических местах зачитывались все английские мальчики которые умели читать и имели на это время. Нельзя сказать что Хаггард писал бесталанную пропаганду, наоборот его книги цепляли и развлекали читателей, их любили и ждали, ими вдохновлялись. Начиная с младшей школы мальчиков учили что такое быть мужчиной в викторианском обществе, давали кодекс состоявший из уверенного в своем превосходстве христианства, патриотизма, солидарности с людьми схожего образа мыслей и идей чести и долга. Хаггарда образовывали в этом духе и все что он сделал – это придал этим идеям красочную беллетризованную форму.
Генри Райдер Хаггард родился 22 июня 1856 в Норфолке в семье небогатого, но родовитого сельского дворянина Вильяма Хаггарда и его жены Эллы. Был младшим из семи сыновей. Сейчас это кажется невероятным, но еще дошкольника Генри учили ездить верхом и стрелять. В свободное от этих мужественных занятий время маленький Генри шарился по отцовской библиотеке. У Хаггарда-отца были очень высокие требования к школам и как только ему казалось что школа не дает достаточно высокого качества образования, он забирал сына из школы и определял в другую. Так Генри сменил по меньшей мере пять школ, академически отстал и в университет не пошел.
Вильям Хаггард не мог отделаться от привычки управлять жизнью сына и устроил его работать секретарем к своему давнему приятелю Генри Бульверу, который занимал пост вице-губернатора южноафриканской колонии Наталь. Хаггард-сын приехал в Африку в 1875 году в возрасте девятнадцати лет. Следующие несколько лет которые он там провел сформировали его как личность и как писателя. Бульвер скоро понял что у юноши необычайно светлая голова и использовать его как секретаря – это микроскопом гвозди забивать. С благословения своего патрона Хаггард перешел уже на настоящую колониальную работу – помощником секретаря по туземным делам (Secretary of Native Affairs) Теофилиуса Шепстоуна. Шепстоун стал ему на всю жизнь другом и наставником. Именно с его подачи Хаггард поднял английский флаг на Преторией, когда англичане аннексировали Трансвааль. В 21 год он стал главой судебной администрации Наталя, самым молодым главой правительственного агентства в колониальной южной Африке. Теофилиус Шепстоун проводил в отношении туземцев политику кнута и пряника – привилегии и послабления покорившимся, репрессии непокоренным. Он досконально знал всю политическую кухню местных племен и их языки. А Генри Райдер Хаггард смотрел на него и учился как надо. Впоследствии Хаггард посвятил своему профессору колониальных наук несколько литературных работ.
Хаггард успел повоевать с зулусами в составе кавалерии, влюбиться, потерпеть крушение романтических надежд (объект вышла замуж за другого), безуспешно попытаться разводить страусов и сделать незаконного ребенка (уже другой женщине). В 1880 он вернулся в Англию и на каком-то семейном пикнике его представили Луизе Маргитсон. Через неделю была объявлена их помолвка и 11 августа 1880 года состоялась свадьба, а через год Луиза родила сына. Семью надо было кормить и Хаггард решил заняться юриспруденцией. Тогда стандартной практикой было готовиться к экзамену и одновременно проходить практику под началом уже состоявшегося юриста, набираться, так сказать, опыта и получать скромную зарплату. Хаггард так и сделал, а в свободное время пописывал, видимо литература была его призванием и не писать он не мог. Две первые публикации прошли так себе, но Хаггард верил в свой талант, в свою звезду и заключил пари со старшим братом – что напишет такую же успешную и популярную вещь как «Остров сокровищ». Этой вещью и стали «Копи царя Соломона».
Те несколько лет, которые Хаггард служил короне в качестве колониального чиновника, солдата и просто колониста, оказали огромное влияние на его мировоззрение. Он своими глазами увидел чего империя требует и какие преимущества дает. Те угрозы для империи которые для большинства существовали лишь умозрительно, Хаггард лично увидел и почувствовал. С тех пор как он впервые вступил на африканскую землю, он видел что удержание империи – это ежедневная борьба. Для этой борьбы нужны люди сильнее среднего и телом, и духом, и разумом. Действие его художественных произведений происходило в основном в колониях и вертелось вокруг персонажей, которые демонстрировали что это такое – быть настоящим британским мужчиной, способным эффективно служить империи.
Надо сказать что писталем Генри Райдер Хаггард был необычайно плодовитым. Он написал 48 приключенческих произведений разной длины, 12 художественных романов про современную ему Англию и десять публицистических работ. Он имел привычку работать над несколькими произведениями сразу и обычно заканчивал роман в срок от месяца до двух. Единственным годом когда он ничего не писал был 1891 – умер любимый единственный сын.
«Копи царя Соломона» стали первым коммерческим успехом Хаггарда. Он написал этот роман за шесть недель, работая в основном по ночам. Когда Хаггард закончил, он начал искать издателя и под конец отнес рукопись Касселсу, которые специализировался на приключенческой литературе и издал «Остров сокровищ». Касселс предложил ему на выбор – сто фунтов сразу или десять процентов с продаж. Хаггард уже был готов взять сто фунтов, но клерк в издательстве шепнул ему что роялтис с продаж это куда лучший вариант. За следующие полгода Хаггард написал еще три романа, последний из которых, «Она», стал таким же успешным как «Копи царя Соломона» и закрепил за Хаггардом статус популярного писателя.
У этих двух романов есть немало общего. Оба происходят в Африке и в главных героях англичане. В обоих квест найти потерянную цивилизацию в ненанесенных на карту глубинах черного континента. В «Копях царя Соломона» рассказывается как троица англичан (охотник на слонов Алан Квотермейн, аристократ сэр Генри Куртис и отставной военный моряк капитан Джон Гуд) отправляются на поиски пропавшего брат Генри Куртиса, а тот ушел искать легендарные алмазные копи царя Соломона. После долгого и опасного пути это троица и их африканский проводник Амбопа оказывается на земле вымышленной цивилизации кукуанов, во многом похожей на зулусов. Вскоре оказывается что Амбопа (настоящее имя Игноси) и есть законный наследник трона в королевстве кукуанов, а занимает этот трон жестокий узурпатор. В жестокой схватке Ампоба-Игноси и его английские союзники одерживают верх, и трое англичан отправляются дальше в копи, а дорогу им согласилась показать главная шаманка при дворе бывшего короля, такая старая что никто не знает сколько ей лет. Она коварно заманивает их в ловушку, но им удается ускользнуть с карманами полными брильянтов. По дороге обратно «в цивилизацию» Квотермейн сотоварищи находят оазис, а там – брата сэра Генри.
В романе «Она» много общего с «Копями». Начинается все с того что студент Кэмбриджа Гораций Холли получает от своего умирающего друга просьбу позаботиться о маленьком сыне последнего. Вместе с инструкциями и деньгами Холли получает железную коробочку с указанием открыть ее когда Лео (сыну) исполнится 25 лет. Когда коробочку открывают, там обнаруживается родословная Лео и из этой родословной следует что он потомок древнеегипетской принцессы и древнегреческого жреца и что обоих убила злая царица потерянной цивилизации где-то в глубинах Африки. Лео, естественно, решает поехать все выяснить на месте и уговаривает опекуна поехать его сопровождать.
После длинного и опасного путешествия эта парочка в сопровождении английского слуги Иова и арабского проводника Мухаммеда достигает потерянной цивилизации Кор, где живет достаточно примитивное племя африканцев под названием Амахаггер. Местный вождь Билали гостеприимно их принимает и едет сообщить об их приезде таинственной царице которую все знаю только как «Она». В это время туземцы хотят трех англичан сожрать, в схватке погибает Мухаммед и Лео смертельно ранен. Но Билали вовремя вернулся и отвел Холли, Лео и Иова к той самой королеве. Оказывается что королева это древнеегипетская колдунья Аиша которой уже две тысячи лет. Холли умоляет ее вернуть Лео к жизни. Аиша влюбилась в Лео, приняв его за реинкарнацию его далекого предка которого она сама же и отправила на тот свет. Аиша подводит трех англичан с столпу огня. По легенде кто ступит в этот огонь, обретет вечную жизнь. Но гости в огонь ступать как-то не торопятся и Аиша на собственном примере решает показать им как это безопасно. Но ступив в огонь он обретает свою истинную, не самую приятную внешность (2000 лет человеку, что вы хотите), а потом ссыхается и умирает. Иов не выдерживает этого зрелища и умирает от ужаса. Холли и Лео решают что с них хватит и возвращаются в Англию.
Во всех значимых произведениях Хаггарда красной нитью проходят ценности приключений как средства строительства характера, мужской дружбы и разрешенной агрессии. Эти молодые люди должны были показать всему остальному миру цивилизационное превосходство викторианской Англии.

Leave a Comment