Посиделки с Клио

Белое превосходство в антиутопической литературе

Белое превосходство в антиутопической литературе, Джей Эм Бергер
(мой сокращенный перевод, комментарии в скобках и бурчание после трех звездочек)
.
«Дневники Тернера» это самый известный расистский роман на английском языке и самый влиятельный текст пропаганды идеи белого превосходства со времен нацистской Германии. С тех пор как «Дневники Тернера» были опубликованы в 1978, вдохновленные этим произведением читатели убили более двухсот человек. Самую кровавую жатву «Дневники Тернера» собрали в 1995 в Оклахома-сити, где вдохновленный ими Тимоти МакВей погубил 168 жизней.
Несмотря на свое влияние «Дневники» не являются уникальным литературным артефактом, но частью довольно большого корпуса расистских антиутопий, писать которые начали еще в девятнадцатом веке. Хотя большинство этих произведений забыто, сам жанр жив-здоров и влияет на умы.
19 апреля 1995
Когда Тимоти МакВей отъезжал от дымящихся руин федерального комплекса им. Альфреда Мурра в Оклахома-Сити, рядом с ним на переднем пассажирском сидении лежал большой белый конверт. Случись с ним что, по содержимому этого конверта люди поймут почему он совершил самый кровавый на тот момент теракт в истории США. На конверте было написано «Чтите Конституцию США и мы вас не застрелим». Внутри лежали праворадикальные пропагандистские памфлеты и вырезки из газет относительно лицензирования оружия у частных лиц и осады ранчо сектантов в городе Уэйко, штат Техас. Там же лежали копии страниц любимой книги Тимоти МакВея, «Дневников Тернера».
За пределами правых экстремистских кругов про «Дневники» тогда мало кто знал. Там без особых претензий на литературное мастерство рассказывается о страшном будущем, когда правительство подконтрольное н*грам и евреям конфисковало все личное оружие у белых американцев, а те подняли восстание. Подавалось это как «найденный дневник» Эрла Тернера, одного из белых повстанцев, с предисловием и послесловием оформленными как изыскания будущего историка. Ну и характерный хэппи-энд – белые побеждают и устраивают небелым глобальный геноцид.
Написал этот роман Вильям Лютер Пирс, который основал нео-нацистскую организацию «Национальный альянс». Куски романа выходили в «боевом листке» организации с 1975 года, а в 1978 вышли под одной обложкой.
Автор
Вильям Лютер Пирс родился в Атланте 11 сентября 1933. Когда мальчику было четыре года, семья переехала в Техас. Маленький Вильям был стеснительным и закрытым ребенком, друзей особо не имел и находил утешение в чтении, особенно журнала Planet Stories где публиковались такие корифеи научной фантастики как Айзек Азимов, Филипп Дик и Рэй Бредбери. Интерес к научной фантастике перешел в интерес к науке и уже подростком Пирс тратил все заработанные стрижкой газонов деньги на химические наборы и электрические конструкторы, а так же на журналы Popular Mechanics и Scientific American, которые с увлечением читал.
Пирс получил диплом физика и устроился на работу в одну из лабораторий обслуживающих американскую космическую программу. В 1957 он женился на коллеге и в 1960 они стали родителями мальчиков-близнецов. Изрядный кусок своей жизни типичный ботаник Вильям Пирс провел погруженным в работу и в науку и стал обращать внимание на происходящее вокруг где-то в середине шестидесятых. И что он увидел? Правильно, он увидел самый разгар движения за гражданские права. Попытки правительства покончить с сегрегацией Пирс рассматривал как угрозу своей личной свободе. Особенным пунктиком для него были межрасовые отношения и дети от таких отношений. Всем кто был готов его слушать Пирс рассказывал про коллегу женатого на небелой женщине, какие у них безобразные дети и как вообще отец может их любить. Казалось бы, какое тебе дело до чужих детей. У тебя есть свои, вот и воспитывай. Но нет. В 1965 Пирс начал переписываться с лидером Американской Нацистской Партии Джорджем Рокуэллом и записался в ее ряды. Вскоре после он получил по работе (уже на Пентагон) нижний уровень секретности. Прежде чем дать человеку любую секретность, сотрудники компетентных органов опрашивают его знакомых, соседей и коллег. Про Вильяма Пирса его коллеги говорили что он умный, крепкий профессионал, но при этом холодный, отстраненный и «выражали в отношении его сильную личную неприязнь». Однако на работе Пирсу хватало ума расизм не проявлять.
В 1967 Джорджа Рокуэлла убили другой функционер американской нацистской партии. Примерно в это же время Пирс ушел с работы и полностью посвятил себя расистскому активизму – как писатель и как организатор. К концу жизни досье ФБР на Пирса насчитывало сотни страниц, но никаких уголовных обвинений ему никто никогда не предъявил.
Где-то в середине семидесятых Пирс поссорился с преемниками Рокуэлла потому что считал что везде пихать нацистскую символику вредит имиджу организации и привлечению новых адептов. Он основал свою собственную партию с той же идеологией, но без нацистской символики, под названием Национальный Альянс и возглавлял ее до самой своей смерти в 2002 году. Вильям Пирс записал десятки аудио-лекций и стоял у истоков десятков тысяч страниц материалов пропагандирующих белое превосходство. Но главным его наследием остались «Дневники Тернера» вдохновившие Тимоти МакВея на массовый теракт и десятки террористов помельче на попытки выполнить программу расового геноцида.
Роман
Как уже говорилось, роман сконструирован в виде изысканий будущего историка, который нашел дневник очевидца и участника событий. Главный герой Эрл Тернер в своем дневнике описывает где личное владение оружием поставлено вне закона, а всюду рыскают банды н*гров вооруженные кухонными ножами и бейсбольными битами. Эти рейды проводятся не просто так, а по спискам тех кто раньше владел оружием чтобы их арестовать. Наверху властной пирамиды сидят евреи, а должности среднего звена занимают н*гры. У них на посылках белые либералы и метисы с мулатами. Законы эта власть принимает соответствующие – налоговые льготы для расово смешанных пар и отмена уголовной ответственности за изнасилования (мы же все знаем люди какого цвета насилуют, wink-wink).
Дальше от имени Тернера рассказывается про белое подполье, парочку провальных восстаний и дает подробные инструкции как сделать террористическую ячейку, где хранить оружие, etc. Первая успешная операция ячейки Тернера – взрыв здания ФБР. Для этого используется грузовик с парой тысяч килограмм селитры. В сочетании с горючим и мощным детонатором такой грузовик представляет собой нехилую бомбу. Описанная в романе бомба очень похожа на ту что применил в Оклахома-Сити Тимоти МакВей, но он еще добавил своей бомбе взрывной силы при помощи кое-каких технических новшеств. Дальше они взывают местное Останкино и убивают редактора «Вашингтон Пост». Дальше стреляют в толпу из гранатомета и сбивают лайнер улетающий в Израиль. Эрл Тернер продвигается вглубь организации и допущен во внутренний круг командиров. Ему дают таблетку самоубийства которую он обязан раскусить в случае плена. Дальше плен, жуткие подробно описанные пытки и одиночное заключение, но таблетку Эрл Тернер не раскусывает. Через год товарищи освобождают его из тюрьмы и судят внутренним трибуналом за то что не самоубился будучи захваченным. Эрла Тернера приговаривают к тому что в будущем он должен пойти на самоубийство ради целей подполья. Подполье постепенно захватывает территории и на любой подконтрольной ему территории устраивает этническую чистку небелых с массовыми убийствами и массовыми депортациями. Эрл на набитом ядерном оружием бомбардировщике врезается в Пентагон, белое подполье берет власть и уничтожает всех небелых на планете.
Родословная романа
Литературный жанр «антиутопия» начался в США в середине девятнадцатого века, как реакция на общественный конфликт по вопросу рабства. Особняком там стоит целая толпа романов и повестей, где главная тема – полемика с «Хижиной дяди Тома». (Я посмотрела – «Хижина тети Филлис», «Маленькая Ева – цветок Юга», «Северная невеста плантатора». С литературной точки зрения – просто обнять и плакать. Отовсюду торчат пропагандистские уши). Однако в более широком масштабе сторонники рабства выплескивали на бумагу свой страх перед будущим, где порядок основанный на белом превосходстве сменил хаос всеобщего равенства и, о-ужас, смешивания рас.
В 1835 мало кому известный писатель Джером Холгейт издал книгу под названием «Пребывание в городе расового смешения». Там рассказывается про двадцатый век, где всем предписано законом спать с людьми не своей расы, с целью перемешать расы и таким образом решить расовую проблему. По викторианским меркам это откровенная порнуха, с длинными и детальными описаниями межрасового секса, которым белые занимаются борясь с отвращением и из страха перед наказанием. (Как будто 150 лет не прошло. Спросишь гомофобов – чего вы так боитесь? Вас принуждают к гомосексуальности? В ответ – вяяяяя!). Через год вышла книга «Вождь партизан: история о будущем». Автор – Натаниэль Беверли Такер, известный литературоведам как учитель и наставник Эдгара Алана По. Меньше про него известно что он был членом политического лобби «Пожиратели огня», которые активно подталкивали южные штаты к выходу из США. Действие «Вождя партизан» происходит в будущем, 1855 году. США уже четвертый срок правит президент-тиран Мартин Ван Бьюрен и северные штаты угнетают южные. (Книжный президент Ван Бьюрен совсем не похож на своего реального тезку, который проправил всего один срок и с треском продул выборы своему преемнику). Южане поднимают восстание и сбрасывают северное ярмо (напомним, книга вышла в 1836 году). В 1861 она была переиздана на Севере, как доказательство что южане свой бунт уже давно планировали. В 1859 известный автор приключенческих романов Джон Бочамп издал 500-страничный ужас под названием «Дикие сцены с Юга и пограничная война». Это в общем семейная сага на фоне того как президент-южанин пытается бороться сепаратистским движением в северных штатах и все это густо приправлено расизмом и антисемитизмом. Самым известным читателем этого романа был виргинский плантатор Эдмунд Руффин, которого современники единодушно признавали тем, кто сделал первый выстрел в Гражданской войне – по форту Самтер. На момент начала Гражданской войны Руффину было уже шестьдесят лет, но отправился волонтером на фронт – так верил в «правое дело». В 1865, когда Юг проиграл, Эдмунд Руффин застрелился.
Тут важно упомянуть несколько произведений, которыми Вильям Пирс возможно или наверняка вдохновлялся. Бросается в глаза структурное и сюжетное сходство «Дневников Тернера» с «Железной пятой» Джека Лондона. Так же в «Дневниках», в «Железной пяте» присутствует историк будущего который находит основной материал. В 1959 вышла книга «Письма Джона Франклина», анонимно, автор до сих пор неизвестен. Там опять материал найденный историк будущего, а собственно материал – письма Джона Франклина своему старому дяде. В письмах описано как после Нового Курса Рузвельта Америка скатилась до социализма, оккупирована войсками ООН, белых продают в рабство в Африку и Азию. Положение спасает националистическое подполье и дальше подробные описания как делать подполье. Когда эта книга вышла, ее распространяло крайне правое «Общество Джона Берча».
Кровавая жатва
В середине восьмидесятых бывший студент Тимоти МакВей регулярно читал журнал «Солдат удачи», аудиторию которого составляли в основном бывшие военные, наемники и ЧВКшники. Так он увидел рекламу «Дневников Тернера» и был заинтригован. Реклама звучала так: «Что ты сделаешь, если государство придет за твоим личным оружием?». МакВей был обеспокоен тем, что государство таки «придет» потому что после покушения на президента Рейгана в 1981 по телевизору и в газетах раздавались подобные призывы. Возможно, что именно это подтолкнуло его принять фантазии Вильяма Пирса за правду жизни.
«Дневники Тернера» стали для Тимоти МакВея настоящей библией. Он закупал десятки экземпляров, давал взаймы и дарил друзьям. Он послал экземпляр с подчеркнутыми местами своей сестре, потом не поленился, снял копии подчеркнутых мест и снова послал. В армии МакВей раздавал сей источник мудрости всем в казарме и даже брал с собой на маневры.
До сих пор неясно почему МакВей решил оставить военную службу по истечении первого контракта, но с 1992 он уже снова был гражданским лицом и зарабатывал тем, что продавал оружие на передвижных оружейных ярмарках. На его столе наряду с образцами товара всегда лежала стопка «Дневников Тернера». Оказалось что в этой субкультуре, среди людей у которых образ жизни и идентичность были завязаны на непременной коллекции стволов и бесконечных упражнениях в стрельбе, расизм и насилие были в большой моде.
Мега-теракт в Оклахома-сити сделал «Дневники Тернера» известными на всю страну. Но Вильям Пирс понимал что такого рода популярность – нечто обоюдоострое. Ведь в теракте погибло 19 детей – в здании находился детский сад для детей федеральных служащих. Искореженные обожженные детские тела показали по всем каналам. Во всех интервью он неизменно говорил, что ни разу не встречался и не беседовал с Тимоти МакВеем. Возможно это и правда, но списки телефонных звонков МакВея представленные суду демонстрируют, что он регулярно названивал в Национальный Альянс. Пирс говорил, что он вообще не причем, что на теракт МакВея вдохновили не «Дневники Тернера», а осада ранчо сектантов в Уэйко. «Я просто изображаю мир, как он есть» — утверждал Пирс – «Гонец с плохими новостями в плохих новостях не виноват».
Но роман продолжал собирать свою кровавую жатву.
  • 12 апреля 1996 Ларри Шумейк из Джексона (Миссиссиппи) устроил массовую бойню, убил одного и ранил десятерых. Все жертвы были афроамериканцами. У него нашли экземпляр «Дневников Тернера» и его девушка рассказала полиции что он мог говорить на эту тему часами.
  • В 1998 Шон Берри, Лоренс Брьюер и Джон Кинг из Джаспера (Техас) поймали афроамериканца Джеймса Берда-младшего, цепями привязали его к бамперу своего внедорожника и поехали. Джеймс Берд-младший погиб мучительной смертью. Джон Кинг заявил полицейскими «Мы начали претворять в жизнь «Дневники Тернера». (Интересная виньетка, что случилось дальше. Шон Берри оказался единственным из всей троицы кто выразил хоть какое-то раскаяние и поэтому смертную казнь ему заменили на пожизненное. Двух других орлов казнили. Согласно давней традиции, Лоренсу Брьюеру перед казнью предложили заказать последнюю трапезу. Он заказал два куриных шницеля с подливкой; тройной чизбургер с беконом; сырный омлет с мясным фаршем, помидорами, луком, сладким перцем и перцем халапеньо; миску жареной окры с кетчупом; три фахиты, пиццу с пеппорони, одну пинту ванильного мороженого и три банки безалкогольного пива. Естественно, весь персонал тюрьмы приготовился к шоу как огромная туша вся в нацистских татуировках будет напихиваться в последний раз. А Брьюер не взял в рот ни куска и на двести плюс долларов еды пришлось выкидывать. Это так разозлило тюремные власти Техаса, что они отказались от практики «последняя трапеза перед казнью».)
  • Во второй половине апреля 1999 три субботы подряд в Лондоне взорвалось три бомбы начиненные тысячами гвоздей каждая. Террорист оставлял сумки с бомбами сначала в негритянском районе, потом в бенгальском, потом в районе где много гей-баров. Судьба посмеялась над террористом и трое погибших оказались белыми, в их числе беременная женщина. 140 раненных. Лондонская полиция арестовала Дэвида Копланда, который во всем признался, на допросах обильно цитировал «Дневники Тернера» и заявил что его целью было начать расовую войну.
  • В 2006 массачусеттский подросток Джейсон Робида зашел в гей-бар, заказал напиток, а потом напал на окружающих с отточенной саперной лопаткой. Когда у него отобрали саперную лопатку, он выхватил пистолет. Четверо тяжело раненых, а Джейсон Робида бежал с места событий аж в Арканзас. Там он убил полицейского и бывшую девушку, а потом выстрелил в голову себе. В его вещах нашли нацистскую символику и «Дневники Тернера».
  • В том же году в Техасе был арестован террорист который положил бомбу в клинику абортов (бомба не сработала). «Дневники Тернера» нашли у него тоже.
  • В апреле 2013 уроженец Днипро Павло Лапшин приехал по рабочей визе в английский город Бирмингем. Через пять дней он зарезал на улице 82-летнего пакистанца Мохаммеда Салима. Следующим этапом Павло Лапшин заложил бомбы в три городские мечети, но по счастливому стечению обстоятельств (и криворукости исполнителя) никто не был убит. У него нашли аудио-книгу «Дневники Тернера» и русский перевод.
  • В 2014 году престарелый нацист Фрейзер Гленн Миллер-младший устроил стрельбу в еврейском общинном центре в городе Оверланд-парк, штат Канзас. Убил троих, все трое оказались христианами. В своем блоге он много писал о «Дневниках Тернера» и очень роман хвалил.
  • В 2014 во Флинтшире (Северный Уэльс) праворадикальный активист Зэк Дэвис пытался отрубить голову сикху, приняв его за мусульманина. У Зэка Дэвиса тоже нашли «Дневники Тернера».
Заключение
Как мы видим, «Дневники Тернера» далеко не единственная экстремистская и расистская антиутопия, но как так получилось что именно эта книга нашла путь к умам и сердцам стольких последователей, в то время как подавляющее большинство других произведений этого жанра остались курьезами для историков и литературоведов? Мы выделили несколько факторов сделавших «Дневники Тернера» столь эффективной пропагандой. Вот они:
  1. Антиуптопический сценарий недалекого будущего
  2. Социальный контекст описан нарочито расплывчато, чтобы историческое развитие не сделало его устаревшим
  3. Простой сюжет со слоновьими дозами насилия
  4. Сознательное решение не высказывать определенную политическую и религиозную идеологию, чтобы читатель проецировал на текст свою идеологию сам, каждый свою
  5. Призывы к действию и виноватинг за бездействие
* * *
Можно не быть в восторге от «Рассказа служанки» и эстетика красных балахонов с белыми чепцами может не доставлять. Но хоть одна читательница «Рассказа служанки» кого-нибудь убила, вдохновившись этим произведением? Но весь довоенный 2023 год я каждый день читала, как красные балахоны на протестах это ужас-ужас-ужас. Нашли люди себе пугало, че. Но если отвлечься от бурчания на конкретную тему «Рассказа служанки» и израильских протестов, то можно сказать, что весь под-жанр «расистская антиутопия» основан на ресентименте и страхе перед потерей привилегий. Рушащийся патриархат вот так выплескивает свой страх, жалуется и канючит. (Кстати Трамп, привилегированнейший из привилегированных, тоже постоянно жалуется, какая он жертва и как его все обижают). И было бы смешно, если бы не дымящиеся руины федерального здания в Оклахома-сити, если бы не обугленные тела детей и взрослых. Я в таком же федеральном здании работала, с детским садом для детей сотрудников.

Leave a Comment