Переводы книг

По книге Сет Сигеля «Да быть воде: как Израиль стал водной сверхдержавой» 8. Гидро-дипломатия

Гидро-дипломатия: как Израиль налаживал международные контакты с помощью воды

Лишь немногие страны так страдали от дипломатической изоляции как Израиль. И вот тут помогли израильские наработки, технологии и знания во всем что касалось воды. И пусть не каждая страна которая воспользовалась этим богатством потом голосовала в интересах Израиля в ООН – гидро-дипломатия помогла существенно расширить международные контакты. Более 150 стран пригласили к себе израильтян – в виде межправительственной программы, частной компании или НКО – чтобы помочь решать водяные вопросы.
В случае с Китаем именно помощь Израиля в проблемах страны с водой послужила толчком к установлению дипломатических отношений. Сегодня китайско-израильские отношения цветут и пахнут, полно всяких совместных инициатив, но началось все именно с воды.
С самого своего основания Китайская Народная Республика отказывалась от каких-либо отношений с еврейским государством. Тут КНР бежала даже впереди СССР, который, как известно, разорвал отношения с Израилем лишь после Шестидневной войны. Даже когда у материкового Китая потеплели отношения с США (1971), Израиль продолжали игнорировать. Китаю нужна была арабская нефть, Китай хотел потеснить СССР как главного антиколониального и анти-империалистического игрока – и ссориться с арабами и мусульманами было не с руки. Но потихоньку стало приходить понимание что у Израиля есть то что нужно Китаю.
Хотя Китай располагает значительными водными ресурсами из аквиферов, рек и озер – с сохранением, распределением и использованием воды сплошные проблемы. Вода не распределена равномерно, на севере страны, с его сухим резко-континентальным климатом сельским хозяйством особо не займешься. В сельскохозяйственных районах вода вроде как есть, но грамотно расходовать ее не умеют. Пока население не выросло, это вроде как никому не мешало, а когда выросло – стало таки мешать. Инфраструктура десятки лет не обновлялась, сточными водами никто не занимался, многие пресноводные водоемы пришли в негодность из за промышленного загрязнения.
Началось все зимой 1983-1984, когда китайцы пригласили израильских специалистов в Гуанси-Чжуанский автономный район на границе с Вьетнамом. Израильтяне привезли семена и установки для капельного орошения. Китайцы согласились, но потребовали убрать с упаковок и оборудования все что указывало на израильское происхождение.
Через три года, опять по секрету, израильских гидрологов и геологов пригласили в Вувей, региона сразу на юг от пустыни Гоби. Израильтяне показали китайцам капельное орошение и провели успешные разведывательные работы в поисках подземного аквифера. Такие инициативы продолжались все восьмидесятые. Рассказывает директор китайского проекта Йоси Шалхевет: «Я встречался с сельскохозяйственными специалистами и учеными. Услышав что я из Израиля, они тут же вспоминали на английском слова «Евреи… Очень умные». Меня много раз спрашивали не родственник ли мне Альберт Эйнштейн». Несмотря на официальную позицию своего правительства, те китайцы которые вообще знали что такое Израиль, высказывались на удивление позитивно. «Они говорили что мы такая же древняя цивилизация как Китай. Их только удивляло какой Израиль маленький. Шутили что все население Израиля может разместиться в одной китайской гостинице.»
Перенесемся из Китая в Иран. Обычно мы читаем об Иране в СМИ в связи с его ядерной программой или репрессиями против женщин не соблюдающих мусульманский дресс-код. Меньше внимания получает не менее серьезная проблема – долгоиграющая угроза что страна останется без воды. Газета «Аль-Монитор» цитирует неназванного чиновника с печальным прогнозом – к середине 21-ого века около пятьдесят миллионов иранцев будут вынуждены сняться с насиженных мест из за опустынивания и недостатка воды.
Разумно распоряжаться водой в Иране так и не научились. Из аквиферов качают воду быстрее что дождь их заполняет и в результате остается все меньше и меньше аквиферов пригодных для использования. Иранское сельское хозяйство разбазаривает воду направо и налево. Несмотря на то что часть продукции сельского хозяйства идет на экспорт, у Ирана все хуже и хуже идут дела с продовольственной безопасностью.
Дождей в Иране выпадает мало. Более половины колодцев в стране выкопаны кустарным способом. Две трети иранских промышленных предприятий не очищают свои сточные воды, а сваливать промышленные отходы в ближайший водоем – абсолютно нормальная практика. То же самое можно сказать и про канализационные воды. Шахское правительство пыталось как-то решить эти проблемы и, начиная с 1962 года, вовсю приглашало экспертов из Израиля.
Древние персы построили уникальную систему шахт для обеспечения полей водой. Кое-где этими шахтами продолжали пользоваться даже в двадцатом веке. В 1962 в казвинской провинции, около ста миль к северо-западу от Тегерана, произошло разрушительное землетрясение. Погибло двадцать тысяч человек, от трехста деревень остались одни развалины и сеть водяных туннелей и шахт, построенная за семьсот лет до начала новой эры, была разрушена. Казвин – плодородная долина, которая кормила окрестные города, включая даже Тегеран. После землетрясения крестьяне остались без воды. И вот тут израильтяне пришли на помощь Ирану. Ответственным за эту программу стал Шмуэль Абербах. Под его руководством израильские инженеры и сельскохозяйственные специалисты строили современные колодцы, обучали этому искусству иранских гидрологов, а крестьян – разумно распоряжаться водой, так чтобы вырастить больше потратив меньше. Следующие семнадцать лет Абербах регулярно приезжал в Иран. Он вспоминает, что ни от кого ни разу не слышал ни одного антисемитского или антиизраильского выпада – только один раз иранский коммунист ненавидящий всех противников СССР в холодной войне что-то пробухтел. Абербах рассказывает что до сих пор сохраняет связи со своими иранскими коллегами и учениками – но только теми кто после исламской революции покинули страну. Гидрогеолог профессор Арье Иссар рассказывает что иранские коллеги возили его по всяким медвежьим углам и везде его принимали очень тепло. «Единственной проблемой было что я должен был сидеть на ковре на полу и есть мясо с рисом без ножа и вилки». (Мог бы к бедуинам съездить потренироваться). В 1960-ые годы израильских специалистов с семьями в Казвине было столько, что понадобилась школа с преподаванием на иврите. На пике там занималось 60 израильских детей. Более того, летом 1967 в Казвин наведался сам шах – поблагодарил израильтян за работу и поздравил с военной победой. Израильтяне участвовали в строительстве современных систем водопровода и канализации в городах Исфахан и Бандар-Аббас и в сельских районах Хамдан и Керманшах. Начиная с 1968 израильтяне обучали иранцев технологиям опреснения воды. Пилотный проект сделали вместе иранские и израильские ВВС – шахские ВВС хотели на своих базах надежный и автономные источник пресной воды. Израильтяне построили 36 маленьких опреснительных установок на авиабазах и еще 19 на гражданских объектах. В 2007, почти сорок лет после того как Иран оборвал все связи с еврейским государством, в некоем европейском городе состоялась промышленная выставка «все про воду». На этой выставке иранский гидроинженер все-таки преодолел страх перед вездесущими спецслужбами, отыскал Шмуэля Абербаха и рассказал ему следующее. Спустя около сорока лет некоторые опреснительные установки построенные израильтянами в Иране до сих пор находились в эксплуатации. Иранские специалисты сумели сделать свои копии израильских установок, но, по словам иранца, они не работали так хорошо как оригиналы.
Рассказывает Ури Лубрани, который был послом в Иране с 1973 по 1979 год. «Единственный сектор иранского общества куда мы не сумели проникнуть было духовенство. Все остальные иранцы были нам рады и это при том что большинство населения там религиозно или выросло в религиозном доме. Даже коммунисты соблюдали мусульманские ритуалы. Но то что мы не мусульмане и евреи там никому не мешало – кроме имамов. Мы и так и этак старались наладить контакты, но Ясир Арафат нас опередил. Он явно успел окучить аятоллу Хомейни в изгнании и тот распорядился рядовым имамам не иметь с нами никаких дел.»
А дальше известно что произошло. Режим аятолл объявил войну образованным людям. Кое-то сумел уехать, а многих казнили в первые годы после исламской революции по принципу «был бы человек, а статья найдется». Разрушив полезные связи с Израилем, убив или изгнав хоть что-то умевших и знавших людей, новое правительство Ирана своими руками посеяло семена будущей катастрофы с водой.
* * *
Начиная с конца пятидесятых Израиль делился своими гидро- и ирригационными технологиями со слаборазвитыми странами, особенно в Африке. Хотя помощь бывшим колониям могла принести торговые и дипломатические дивиденды в будущем, изначально об этом никто не думал. Решение помогать было стало следствием идеализма присущего поколению тех кто основал еврейское государство.
В 1902 вышла книга Теодора Герцля «Альтнойленд» (Старая новая страна), смесь романа и политического трактата. Там предсказывается что независимое еврейское государство будет помогать народам Африки потому что евреи как никто другой знают что такое угнетение. Для основателей Израиля слова Герцля не были абстрактным пророчеством или белым шумом.
В 1958 министр иностранных дел Голда Меир создала в своем министерстве отдел помощи развивающимся странам (с региональной концентрацией в Африке). Программ было несколько – ирригация, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и улучшение статуса женщин. Назвали этот отдел МАШАВ, сокращение на иврите которое можно перевести как Центр Международного Сотрудничества. Все шестидесятые специалисты из МАШАВа активно работали в Африке, Азии и Латинской Америке.
Когда после войны Судного Дня в 1973 африканские страны разорвали дипломатические отношения с Израилем, это стало для Голды Меир личной трагедией. Однако в восьмидесятые многие африканские страны поняли что зря так поступили. Первой ласточкой стала Эфиопия, дипломатические отношения были восстановлены в 1989 году. После подписаний соглашений Осло уже не было никаких дипломатических препятствий к восстановлению отношений с еврейским государством и большинство африканских стран их восстановило. Сегодня специалисты МАШАВ работают в 29 странах Африки. Все за время существования МАШАВа обучение прошло более 270000 человек из 130 стран (сейчас, думаю, уже больше). (В комментариях ссылки на подробные статьи про МАШАВ и про израильскую политику в Африке).
Отдельного рассказа заслуживает израильская водяная помощь Индии. Первые сорок лет существования обоих государств (Индия и Израиль получили независимость с интервалом меньше чем в год), Индия отказывалась от любых политических и торговых отношений с еврейским государством. К этому обязывал статус Индии как одного из лидеров на бумаге нейтрального, а на деле антизападного движения неприсоединения. Кроме того, индийское правительство не хотело раздражать многомиллионную мусульманскую общину и все попытки Израиля навести мосты оставались без ответа. Дипломатические отношения были восстановлены только после окончания холодной войны, в 1992, а израильские гидроспециалисты поехали в Индию два года спустя. Израильтяне обновляли областные водовпроводные системы в Раджастане и Гуджарате, с нуля построили оросительные системы в Андра Прадеш и Тамиль Наду и канализацию в городе Ассаме. Более того, в 2013 году израильской компании отдали в управление делийский водопровод.

Leave a Comment