Переводы книг

По книге Сет Сигеля «Да быть воде: как Израиль стал водной сверхдержавой» 9. Никто не застрахован

Никто не застрахован: Калифорния и бремя изобилия

До недавнего времени все зарубежные водяные проекты Израиля разворачивались в бедных и(или) развивающихся странах. Но с течением времени израильскими наработками в деле управления водными ресурсами заинтересовались и в странах где много и денег, и воды.
В богатых странах и коммунальщики, и агросектор, традиционно не были заинтересованы в каких-то изменениях своей стратегии использования воды. И даже когда государственные чиновники видили тревожные звоночки за много лет до кризиса, они как правило держали рот на замке. Все вроде как работает – так зачем гнать волну, требовать от потребителей платить за воду столько сколько она стоит или ждать хотя бы скромных жертв от избирателей и предпринимателей? Если общество и бизнес не хотят меняться – ни один избранный представитель не будет рисковать своей карьерой пытаясь их заставить.
Хотя в западных странах все привыкли к развитой водной инфраструктуре и чистой воде из крана, правительства и общества в этих странах не задумываются о том чего это стоит. Многие напоролись на контрпродуктивные юридические и логистические схемы управления водой, а домохозяйства, агросектор и промышленность привыкли воду не задумываясь разбазаривать.
Так же как в пятидесятые годы Израиль стал примером для многих бедных стран как им распоряжаться водой, сегодняшний Израиль – богатая страна с развитой наукой и передовым управлением – может служить примером в этом деле для других богатых стран. Предупрежден значит вооружен. Израиль изначально начинал в пустыне, его любая страна которая готова в это вложиться, любой народ который готов быть дисциплинированным и осознанным в своем потреблении не останутся без воды.
Если не планировать и не думать над этим, даже изобилие воды не спасет. Рассмотрим пример Бразилии.
Целое поколение Бразилия показывала высокие темпы экономического роста, вытащила десятки миллионов людей из бедности в средний класс и стала одной из самых привлекательных в Южной Америке стран для инвесторов. Бразилия – дом реки Амазонки, самой большой в мире по объему воды. Да только вот на атлантическом побережье, там где самые крупные мегаполисы это никому не помогает. Из за комбинации засухи и человеческого фактора начались огромные водяные проблемы в Сан Паулу. Чтобы оценить масштаб – десять процентов двухсотмиллионного населения Бразилии живет в Сан Паулу. Сан Паулу производит треть валового национального продукта Бразилии и на него приходится сорок процентов промышленного производства. Сан Паулу служит печальным примером того к чему может привести разбазаривание и плохое управление даже в обильных водой странах.
В начале 2015 года уровень воды в главном резервуаре Сан Паулу упал до пяти процентов. Стало нечем вращать турбины электростанций и начались веерные отключения по всему штату, испортившие жизнь десяткам миллионов потребителей. Начались отключения воды в домах и квартирах, закрывались рестораны – нечем мыть посуду. Нечем стало мыться и спускать воду в канализации.
Тогда жители города поняли что власти города и штата им не помогут и взяли быка за рога – стали сами кустарным способом бурить скважины в местный водоносный горизонт и загрязнили его на несколько поколений вперед. Водяные воры где могли подключались к трубам, оставляя законопослушных людей жить без воды. («Водяной вор Камиль, с молодых лет бессчетно избиваемый односельчанами за кражу воды был на этот раз передан под наздор муллы, который мудро решил посадить его внутрь минарета, где и запереть до утра на замок» — если бы все было так просто). Люди стали ставить цистерны и резервуары на крышах и во дворах чтобы запасаться водой – тут же расплодились комары и медики фиксировали случаи лихорадки денге. Жители Сан Паулу не стесняясь в выражениях предъявляли власть предержащим – почему не планировали на случай засухи, почему запустили инфраструктуру. У кого была возможность из Сан Паулу уехали и их с горькой иронией называли «водяными беженцами».
* * *
Ничего похожего на ужас в Сан Паулу еще не произошло ни в одном крупном городе США. Но после того как по западу страны ударила затяжная нескольколетняя засуха – уже не получится не задумываться о будущем где придется решать водяные проблемы и менять привычки населения.
Население и власти самого многолюдного штата США, Калифорнии, никогда не думали что им придется столкнуться с проблемой нехватки воды. Когда мы слышим «Калифорния», мы представляем себе щедро политые газоны, сияющие чистотой машины и бассейны с джакузи в каждом дворе. Голливуд диктовал стиль жизни завязанный на гламуре и неограниченном потреблении. Калифорнийские фермеры привыкли брать воду скольно нужно не задумываясь – лишь бы не из определенных рек где водились краснокнижные рыбы. Но запасы в водоносных горизонтах не бесконечны. В Калифорнии развитое гражданское общество. Еще прежде чем власти почесались, ассоциации домохозяев приняли ограничения по использованию воды и фермеры последовали их примеру. В принадлежащих штату гольф-клубах, фонтанах и парках аттракционов начали использовать переработанную воду. И Калифорния сделала то что до нее делали страны и регионы у которых возникали водяные проблемы – обратилась за помощью к Израилю.
В начале 2014 губернатор Джерри Браун объявил в штате чрезвычайное положение из за засухи. Вот отрывок из его декларации: «Мы не можем заставить дождь идти, но мы может подготовиться к тем ужасным последствиям которые грозят нашему штату вследствии засухи.» Через два месяца на церемонии в Силиконовой долине премьер-министр Израиля Беньямин Нетанияху и губернатор Браун подписали «декларацию о взаимопонимании», где речь шла о разных совместных экономических и научных инициативах. Вода там шла первым пунктом. Нетанияху напомнил аудтории несколько важных цифр. Осадков в Израиле сейчас выпадает в два раза меньше чем выпадало в начале пятидесятых, население выросло в десять раз, а валовой национальный продукт (лучший способ измерять потребление воды) вырос в семьдесят раз. И тем не менее, сказал Нетанияху, у Израиля нет проблем где брать воду. Чем это объяснить? Обработкой сточных вод для использования в сельском хозяйстве, капельным орошением, недопущением утечек и опреснением. «У Израиля нет проблем с водой и у Калифорнии их может не быть» — сказал премьер – «С помощью нашего сотрудничества мы вполне найдем выход из положения. Это не мечта, а конкретный результат» (У Герцля сдул, ага).
(Дальше про всякие совместные инициативы с Израилем инициативы калифорнийских местных властей и частных предпринимателей. Так например близ Сан Диего израильская компания построила опреснительный гигант, самый большой в западном полушарии. Он опресняет пятьдесят миллионов галлонов воды в день)
Так же как Калифорния, Техас пережил многолетнюю засуху. Ее пик пришелся на 2011 год, а эффекты продолжают ощущаться и по сей день (книга вышла в 2015 году). В одном лишь 2011 погибло на двенадцать миллионов долларов сельхозпродукции. Погибло триста миллионов деревьев. Десятки населенных пунктов жили в режиме «завтра вода закончится».
В октябре 2013 губернатор Техаса Рик Перри приезжал в Израиль и в следующем году Техас подписал с Израилем меморандум аналогичный калифорнийскому. Но засухами американские водяные проблемы не исчерпываются. Фермеры восьми штатов (Южной Дакоты, Вайоминга, Небраски, Колорадо, Канзаса, Техаса, Оклахомы и Нью-Мексико) сидят на общем для всех водоносном горизонте, так называемом водоносном горизонте Великих Равнин. Им уже ясно что запас воды там не бесконечен и уже не будет возможно бесконечно поливать такие культуры как кукуруза, пшеница и люцерна. Водоносный горизонт наполнялся миллионы лет, а за век воды из него потратили изрядно. Надо искать менее влаголюбивые варианты тех же культур, следить чтобы ни одна капля не уходила на сторону, учиться использовать уже использованную воду снова и снова – и в этом Израиль может помочь.

Leave a Comment