До Катастрофы еврейское население Израиля составляло от силы несколько сотен тысяч евреев и большинство из них были светскими или соблюдающими национальные традиции из национальных чувств. Парадоксальным образом Святая земля оказалось на задворках мира еврейской религиозной учености, а центр этого мира находился в Европе. Чем ортодоксальнее был человек, тем меньше было шансов что он эмигрирует из Европы в Америку где его сожрет ассимиляция или в Палестину где безбожные сионисты в шортах и с винтовками. (Некоторые адморы эмиграцию прямо запрещали. Кто-то погиб вместе со своими хасидами, а кто-то, как например глава Сатмара Йоэль Тайтельбаум, прекрасно воспользовался помощью сионистов чтобы их потом всю жизнь проклинать). Катастрофа не только унесла сотни тысяч жизней восточно-европейских харедим, но и с корнем вырвала структуру с помощью которой они сами себя воспроизводили – школы, йешивы и т.д. Все это пришлось восстанавливать в местах где большинство евреев дотоле ортодоксами не были – в США и в только что основанном Израиле. В статье пойдет речь о том как руководители израильских харедим на голубом глазу переписывали историю и изобретали новую алаху, лишь бы заново создать общину. Именно заново создать общину, потому что восстановленная община «как в Европе» смотрелась бы совсем иначе чем то что мы сейчас наблюдаем.
Отрицание 250 лет секуляризации
Обычный аргумент в споре условного хареди и условного светского – хареди говорит светскому «ты прервал цепь поколений, твои предки были религиозными». (Не знаю у кого как, а у меня из всех известных мне религиозных предков одна прапрабабушка и ее отец, который наложил на нее херем). Несоблюдающие евреи не углубленные в еврейскую историю смотрят на фото из семейного архива и видят там мужчин в темных костюмах и шляпах, с разной длины бородами и скромно одетых женщин, часто с покрытой головой. Смотрят и думают – да, наверное оппонент прав. И им невдомек что в 19-ом веке одежда человека диктовалась в первую очередь его сословием и социальным статусом и что неевреи того же достатка и уровня образования что на фото примерно так же одевались.
До 17-ого века все евреи были обязаны принадлежать к еврейской религиозной общине и жить по ее уставу. К ослушнику община имела полномочия применить целый ряд наказаний – социальную изоляцию вплоть до бойкота, штраф, порку, изгнание. Скорее всего в каждом поколении были люди неверующие и сомневающиеся, просто большинство из них сидело тихо из страха перед наказанием. Всеобщее соблюдение это не результат индивидуального выбора каждого человека, а результат вполне конкретных мер грозящих несоблюдающим. Именно во второй половине 17-ого века начался следующий процесс: светская власть забирала у религиозной право судить и наказывать людей в уголовном порядке, отнимать у них жизнь и свободу. На эти вещи светская власть хотела монополию себе. (Например с практикой замуровывать ослушников в монастырские стены и сажать на цепь в монастырских подземельях боролись многие главы католических стран – от сына Марии Терезии императора Иосифа в восемнадцатом веке до Франсиско Франко в двадцатом). Как только община лишилась власти наказывать за несоблюдение, пришло время личного выбора и многие евреи выбрали не соблюдать совсем (при этом не принимая крещения) или же соблюдать в разбавленном виде.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, когда стали возможными хоть какие-то подсчеты, можно сказать что харедим составляли от четверти до трети европейских евреев. В западной и центральной Европе это доля была ниже, в восточной – выше. В США процент харедим был еще ниже чем в западной Европе. А потом на историческую сцену вышел СССР с его принудительной секуляризацией и преследованием всех религий в качестве государственной политики.
В 1930-ые годы все больше евреев стали задумываться об эмиграции из Европы. США ввели ряд ограничений и в этой ситуации многие обратили свои взоры на Палестину. Для эмиграции требовался сертификат. Англичане выдавали эти сертификаты, а распространением занималось Еврейское Агентство, причем распространялись сертификаты пропорционально членству в политических партиях. На основе этого представительства религиозные евреи получали 15-20% от общего числа сертификатов, по своим каналам от партий Агуда и Мизрахи (речь идет о политических партиях именно в Европе). В предвоенной Польше лишь 30% евреев покупало исключительно кошерное мясо. Там же на трехмиллионную общину насчитывалось всего двадцать тысяч йешиботников, то есть примерно 14% подростков мужского пола. Во время первых выборов в Кнессет объединенный блок религиозных партий получил 15% голосов еврейских избирателей.
Так что не надо рассказывать что нехаредимные евреи это досадная аномалия и скоро исчезнут. Они уже почти двести лет составляют большинство еврейского народа и творят его историю. Выписать их из истории не получится, как бы кое-кому этого не хотелось.
Свое решение отправлять всех женатых мужчин в коллель и как можно дольше их там держать, ориентировать все мужское население на изучение Торы вместо работы руководители харедимного сообщества в Израиле объясняют необходимостью «восстановить прежнюю славу». Проблема в том что невозможно восстановить то чего не было никогда. Никогда евреи в Европе не могли себе позволить такую роскошь чтобы большинство мужчин не работало. В Европе отправить в йешиву даже подростка означало оставить семью без его заработков или стоимости его труда в семейном бизнесе. Как правило, многодетные и бедные еврейские семьи отправляли учиться одного, самого умного, а остальные с ранних лет впрягались помогать родителям. Цифры (число йешиботников по странам) говорят сами за себя. Про статистику независимой Польши уже речь шла. Накануне первой мировой войны число йешиботников в Российской империи составляло пять тысяч человек – на более чем двухмиллионную общину. Та же картина в венгроязычных землях Австро-Венгерской империи – десять тысяч йешиботников на миллион с чем-то человек. То есть речь идет о меньше чем одном проценте. Какой-то процент этих молодых людей продолжал учиться и после женитьбы (если везло с тестем или с общиной), но большинство шло работать. В Израиле картина принципиально иная. То что в диаспоре было исключением в Израиле стало правилом. Установка на то что все мужчины будут изучать Тору вместо работы – это исключительно современный новодел. Любителям ссылаться на славное прошлое полезно об этом рассказывать, ну чтоб не приобретали привычку рассчитывать на неосведомленность аудитории.
Запрет на светские предметы в школе
Еще один повод для конфликтов харедим со всем остальным израильским обществом – это отказ преподавать в харедимных школах установленный государством минимум общеобразовательных предметов (на иврите лимудей либа). Руководство общин настаивает что религиозные евреи никогда не изучали светские науки и что мудрецы Торы были против такого изучения. Более того, все что человеку надо знать уже в Талмуде написано.
Однако это очень далеко от правды. Многие мудрецы Талмуда опирались в том числе на естественные науки при вынесении своих решений. Со времен Талмуда многие столпы традиционной еврейской учености поддерживали изучение светских, в основном естественных наук, для укрепление веры и благодарности Всевышнему за удивительный мир который Он создал. Маймонид был самым известным из таких авторитетов, но далеко не единственным. Когда в Европе появились университеты со светскими науками (а не монастыри в качестве центра интеллектуальной жизни), евреи не шли туда учиться не потому что раввины запретили, а потому что в университет евреев не брали, да и стоило это дорого.
По мере того как европейские страны одна за другой вводили всеобщее начальное и среднее образование, перед евреями встал вопрос: посылать детей в государственные школы или делать свои. Однако даже в случае когда евреи отправляли своих детей в еврейские школы — там изучали светские предметы. Этого требовал польский (немецкий, австрийский, румынский) закон, а наживать проблемы с властями никто не хотел. В 1912 была основана первая харедимная политическая партия, Агудат Исраэль. В уже независимой Польше они сделали свою систему образования – Хорев для мальчиков, Бейс Яаков для девочек. Однако в этих школах преподавался тот минимум светских предметов, которого требовали власти. Сохранились записи школьных инспекторов. Жалобы в основном на антисанитарию, переполненные классы и аварийное состояние зданий, но жалобы на отказ преподавать светские предметы нигде не фигурируют. Более того, когда в Эрец Исраэль, стали, спасаясь от Гитлера, приезжать немецкие и польские хасиды, они продолжали преподавать у себя в школах светские предметы, так как привыкли в странах исхода. Этим были недовольны ультраортодоксы «старого ишува». Отказ изучать светские предметы – это не алаха и даже не многолетняя практика. Это абсолютно недавняя мера, призванная изолировать харедим от остальных евреев и сделать уход из харедимного общества в израильское более проблематичным для любого индивидуума который осмелится на такой шаг.
История харедим в Тель-Авиве и зачем ее замалчивают
Начиная с семидесятых годов харедим стали жить своими отдельными городами (первым был Бней Брак), но так было не всегда. Официальная линия партии заключается в том что евреи Торы всегда предпочитали жить вдали от соблазнов. Однако так было не всегда и было время когда харедим массово селились в Тель-Авиве.
Ныне Тель-Авив считается самым светским, даже антирелигиозным, городом Израиля и прочно занял место ЛГБТ-столицы. В тель-авивской уличной толпе или в транспорте харедим почти не видно. За исключением микроскопических общин буквально из нескольких живущих рядом больших семей, большинство жителей Тель-Авиве далеки от традиционного иудаизма. На выборах 2020 года лишь пять процентов тель-авивцев отдали свои голоса за ультраортодоксальные партии и 80% этих голосов было отдано за сефардскую партию ШАС. У избирателей партии ШАС нет никакой проблемы жить бок о бок с несоблюдающими соплеменниками, ни идеологической, ни практической. В глазах современного израильского харедимного общества Тель-Авив есть и всегда было сосредоточием разврата и ереси и лучшей иллюстрацией зачем харедим собственные города и районы.
Однако это определение далеко от исторической правды. С 1920-ых и до середины семидесятых Тель-Авив был домом второй по величине в стране харедимной общины после Иерусалима. Где-то в середине семидесятых его подвинул на третье место быстро растущий Бней Брак, но до середины восьмидесятых численность харедимной общины Тель-Авива не менялась и только тогда начала уменьшаться. Стиль жизни харедим Тель-Авива напоминал стиль жизни в крупных городах межвоенной Европы, таких как Варшава, Прага, Будапешт, Франкфурт и Вильно.
Тель-Авив был основан в 1909 году, как исключительно еврейский пригород смешанного города Яффо. Религиозные евреи издавна жили в Яффо, но первыми религиозными жителями Тель-Авива стали олим из Германии и Польши на рубеже двадцатых и тридцатых. Они привыкли к культурной жизни в большом городе и зарабатывали себе на жизнь сами, в отличии от старого ишува, где жить на пожертвования было общепринятой нормой. Эти харедим не видели ничего ужасного в том чтобы жить среди неевреев и несоблюдающих евреев. В своих странах исхода они привыкли так жить, а еще привыкли голосовать на муниципальных выборах, читать газеты, ходить в театр, знать языки кроме идиша и иврита. Не мудрено что они выбрали селиться в Тель-Авиве, где были экономические и культурные возможности, где все было как они привыкли.
За несколько лет они сделали себе инфраструктуру – синагоги, миквы, йешивы, школы для мальчиков и девочек, надзор за кашрутом и раввинов готовых отвечать на галахические вопросы в режиме 365-7-24. Все это привлекло в Тель-Авив уже следующую группу ультраортодоксальных репатриантов – уцелевших в Катастрофе. В первые два десятилетия существования государства в Тель-Авиве восстановили свои дворы более двух десятков хасидских адморов разной величины. Он выбрали поселиться не в святом городе Иерусалиме, а в сионистском городе Тель-Авиве. Среди них были такие тяжеловесы как адморы Гур, Вижниц, Бельз и Садигура. Харедим селились повсюду в городе и хареди занимал пост вице-мэра Тель-Авива.
К исчезновению харедим из Тель-Авива привели два фактора, тяни и толкай. Когда Бней Брак стал целиком харедимным городом, весь горсовет стал состоять из харедим и естественно вся муниципальная политика стала заточена под нужды этого сообщества. Таким образом Бней Брак «тянул» тель-авивских харедим себе. В середине 1970-ых пост мэра Тель-Авива занял отставной генерал Шломо Лахат и занялся превращением Тель-Авива в культурную столицу и «город который никогда не спит» наподобие Нью Йорка. Вот это харедим уже массово не понравилось и они почувствовали что их «толкают». Но нельзя выписать из истории тот факт, что в течение полувека (с двадцатых по семидесятые) харедим, включая крупных авторитетов, выбирали для жизни сионистский город, жили бок о бок с несоблюдающими соплеменниками и никому не жало.
Харедим в рядах Армии обороны Израиля
Те определители харедимной повестки которые утверждают что негоже религиозному еврею служить в израильской армии ибо это угрожает его благочестию, игнорируют исторические факты. В конце сороковых ультраортодоксальная партия Агуда создала свое бюро чтобы координировать призыв юношей из харедимных семей и обеими руками поддерживала создание воинских частей состоящих целиком из харедим. Во время битвы за Иерусалим иерусалимские ультраортодоксы просто массово призывались. Мы все помним что письмо о статусе-кво освобождало от службы 400 студентов йешив, но харедимных молодых мужчин было гораздо больше и они подлежали призыву на общих основаниях. Память о погромах двадцатых-тридцатых годов была свежа, люди понимали что как раньше не будет, в живых арабы никого не оставят – и шли защищать свой город. Например рав Авраам Равиц начал с Лехи, потом в составе уже регулярной израильской армии принимал участие в битве за Иерусалим, а потом несколько раз избирался в Кнессет от партии Дегель Ха Тора. Рав Элиезер Хагер служил в религиозной части в Хагане, принимал участие в боях близ Акко и Хайфы, а потом много лет возглавлял в Хайфе хасидский двор Серет-Вижниц. После 1967 харедимные газеты пестрели хвалебными репортажами о солдатах религиозных частей, там действительно было за что хвалить.
В 1977 коалицию возглавил Ликуд и главная тогдашняя харедимная партия Агудат Исраэль согласилась эту коалицию подпереть. За это они получили щедрые субсидии на йешивы и все больше и больше молодых людей стали получать освобождение от службы. Проматываем буквально 25 лет вперед – и мы уже слышим что ни один по настоящему религиозный еврей в израильскую армию служить не пойдет. Ради поддержания идеи что служба в армии угрожает соблюдению и духовному росту тупо вычеркнули из истории десятки тысяч солдат-харедим, включая героев которыми гордилась бы любая община.
Издавна хасиды считали что их руководители имеют особый канал связи со Всевышним. Поэтому к ребе ходили за благословениями, помощью в тяжелых ситуациях и просьбами класса «помолись за меня». После войны и Катастрофы роль ребе радикально изменилась. Она требовала абсолютно другого набора навыков чем в штетле. Чтобы восстановить свою общину в бедном, светском и постоянно воюющем Израиле, ребе должен был обладать в первую очередь качествами предпринимателя, руководителя и лоббиста.
Так возникла абсолютно новая хасидская община, не имевшая аналогов в Европе. Тут ребе выступал не только как заступник перед небесами и податель благословений, но и распоряжался самыми что ни на есть земными делами. Только от ребе или уполномоченных им людей израильский хасид может получить жилье и работу. Ребе выступает как квартиросдатчик, работодатель, монополист в сфере товаров и услуг (покупаем только то и только там где ребе сказал) и РОНО. В Европе большинство хасидов жило далеко от своего ребе и посещали его обычно два раза в год. В Израиле же большинство хасидов живут со своим ребе в одном городе или в одном районе и его религиозные, политические и финансовые решения имеют прямое влияние на их каждодневную жизнь.
Однако чтобы создать иллюзию продолжения хасидской традиции Европы, общины продолжают называть себя по названиям городов и местечек откуда были родом основатели династий – Вижниц, Гур, Бельз, Цанз. Некоторые хасидские дворы возникшие уже в Израиле пошли еще дальше и стали называться именами европейских местечек где ни хасидов, ни тем более хасидских дворов не было никогда.
Начиная с девятнадцатого века многие европейские страны вводили всеобщее начальное образование и ожидали от своих еврейских подданных что их дети будут посещать государственные школы на общих основаниях. Чтобы не ссориться с властями, первыми в нееврейские государственные школы решили отправить девочек – им все равно Талмуд не учить. К концу столетия для еврейской девочки было абсолютной нормой изучать светские предметы и читать художественную литературу на языке страны проживания. Для дочерей состоятельных родителей, даже религиозных, не было ничего зазорного в том чтобы сходить на концерт или в музей, или самой играть на пианино. Даже основательнице Бейс Яаков Саре Шенирер не пришло в голову запрещать своим ученицам поступать в университет или читать романы на польском.
Но после Катастрофы, уже в Израиле, лидеры харедимного сообщества решили что культурные образованные женщины не нужны для их проекта, не подходят для того общества которое они собирались построить. В 1954 вышла редакционная статья под названием «Вернемся к нашим бабушкам». Идея была такая что мамы заигрались в светское образование и нееврейскую культуру и пора возвращаться к идеалам бабушек, которым это все было не нужно, потому что служение семье заменяло им все остальное. (Очень напомнило попытки американских правых стравить между собой женщин разных поколений, рассказывая девушкам что в культуре изнасилования виноваты, не смейтесь, их матери, которые «заигрались в феминизм» и убили рыцарское отношение мужчин к женщинам). Дальше пошли запреты на чтение художественной литературы, на посещение кино, театров и концертных залов. У женщин, которые еще помнили как оно было до войны не было моральных сил возразить власть предержащим и опровергнуть их вранье что, дескать, никогда соблюдающие женщины не учились нееврейским наукам и не потребляли нееврейской культуры. Такая женщина могла тайком читать недозволенные книги, совершать вылазки в кино в надежде что никто не узнает или смотреть телевизор спрятанный в шкафу. Но ее дочь уже находилась в абсолютном неведении как на самом деле жили харедимные женщины в довоенной Европе и что им было дозволено куда больше чем рассказывают.
Устрожения в области скромности
Начиная с середины двадцатого века харедимный истеблишмент взял курс на жесткую гендерную сегрегацию. Объяснялось это тем что женщины по своей природе являются соблазном, а мужчины легко подвержены соблазнам, поэтому следует изолировать первых от вторых. Чем меньше женщин во всех формах видят мужчины, тем меньше у них шансов на недозволенные мысли. После выборов 2015 года в израильское правительство вошли три женщины и все харедимные газеты и новостные сайты опубликовали эту новость закрасив изображения женщин. Главный редактор «Бе хадрей харедим» заявил что харедимная пресса никогда не публиковала изображения женщин, однако самый беглый обзор приведет нас к заключению что он либо врет, либо повторяет чужое вранье.
Задолго до того как появились первые газеты, в изданиях 16-ого и 17-ого веков, непременно иллюстрированная обложка и на этих обложках регулярно встречаются изображения женщин, например Хавы, праматерей, Рут и т.д. Таким образом украшены обложки изданий агадот, Шульхан Аруха, Пятикнижия и книги Маймонида «Ха яд ха хазака».
Первые ультра-ортодоксальные газеты появились в середине 19-ого века. По техническим причинам набирать и отпечатывать картинку было дороже чем текст, поэтому в этих газетах в принципе картинок было мало и они были в основном в отделе рекламы. Первой ультра-ортодоксальной газетой напечатавшей изображение женщины стала «Дер Исраэлит» в апреле 1879 года. Одна из самых старых и уважаемых харедимных газет, она просуществовала с около 1860 года по 1938. По мере того как стоимость картинок падала, их стало больше и изображения женщин на страницах «Дер Исраэлит» стали появляться регулярно. Не отставали и харедимные газеты в Палестине, а потом в независимом Израиле. До начала 1980-ых вообще никому в голову не приходило что с изображениями женщин в газете может быть что-то не так.
В этой статье я пытался показать как лидеры ультра-ортодоксального иудаизма в Израиле конструируют своей общине более приемлемое прошлое при помощи перевирания или сокрытия исторических фактов. Сила пост-правды в том что она воздействует в первую очередь на эмоции, а не на разум. Поэтому обработка в нужном духе началась уже с послевоенных поколений, тех кто не помнил и не мог помнить, как оно было там, в Европе – зато испытывали ужас от колоссальной потери, вину перед погибшими и тоску по потерянному еврейскому миру. Современное израильское сообщество харедим это пример успешного применения изобретенных традиций и пост-правды для управления поведением людей и создания чего-то принципиально нового.