Переводы книг

«Иисус и Джон Уэйн: как белые евангелисты извратили веру и раскололи страну» Кристин Кобс дю Мец. Глава 3

Глава 3
(в скобках и после трех звездочек мои ля-ля)
К 1970 году брак Марабель Морган трещал по швам. По ее собственным словам она превратилась в сварливую жену-пилу, а отношения стали напоминать «холодную войну» — пока Марабель не раскрыла секрет «разрядки». Ей открылось что источник того что женщины несчастны в браке – это не неравноправие, мужской шовинизм или невозможность женщинам себя проявить. Проблема была в том что женщины саботируют свое богом данное предназначение. Чтобы достичь супружеского счастья, жена должна целиком подчиниться мужу и раствориться в нем. Марабель понесла на хвосте эту мудроженственность женской аудитории и сделала целый набор разных курсов под общим названием «Цельная женщина» (Total Woman). Пятнадцать долларов за четыре занятия под два часа каждое – и тебе давали инструменты чтобы влить в твой брак новую жизнь. Спрос был высоким. В 1973 небольшое христианское издательство «Флеминг Ревелл» выпустило первые пять тысяч экземпляров книги «Цельная женщина», но к концу следующего года было продано более полумиллиона экземпляров и «Цельная женщина» стала бестселлером в категории нон-фикшн за 1974 год. Всего американские домохозяйки раскупили более десяти миллионов экземпляров. Марабель Морган заняла свое место в пантеоне американского евангелизма и ее книга стала классическим манифестом консервативной женственности в евангелистском стиле.
Марабель Морган предлагала своим читательницам практические рекомендации (сейчас бы сказали «лайфхаки») как стать «солнечным светом» в своем доме, как более эффективно распоряжаться временем, как планировать готовку в течении дня и как худеть. И главное, надо перестать пилить мужа. Если браки выглядели так как их описывала автор в «Цельной женщине», то американская семья действительно переживала кризис. Мужчины и женщины жили в состоянии кипящей на медленном огне взаимной обиды. Брак превратился в череду нудных обязанностей, секс был для галочки или его вообще не было. Домохозяйки жили в постоянном страхе что супруг свяжется с секретаршей, да и можно ли его за это винить? Решение Марабель Морган было простым – относись к мужу к царю (где-то мы это уже слышали), восхищайся им и заботься о всех его нуждах. Особенно это касалось работающих женщин потому что «ваша зарплата представляет угрозу для его мужской гордости».
Советы Марабель Морган коренились в христианской доктрине. «Библейское средство от супружеских конфликтов» это подчинение жены мужу. Но для религиозной книги «Цельная женщина» содержала на удивление много советов по интиму и были эти советы, что называется, с перчинкой. Женщине предлагалось «вкусно выглядеть и пахнуть», быть «мягкой и приятной на ощупь», не быть «облезлой, скупой или усталой» — если она конечно хочет чтобы муж после работы торопился к ней, а не к другому кому. Марабель Морган была большой любительницей костюмов и ролевых игр и предлагала своим читательницам встречать мужа каждый день в разном образе. Предоставив мужу разнообразную и затейливую сексуальную жизнь, женщина вкладывала не только в собственное будущее, но и в будущее своих детей. Если отец, упаси боже, не будет проводить время дома, это плохо скажется на детях, особенно на сыновьях. (То есть отца-героина надо заманивать домой затейливым сексом чтобы он проводил время со своими детьми). Если отец мало бывает дома, сын будет слишком идентифицироваться с матерью и «в нем на подсознательном уровне разовьются женские качества», а там и до гомосексуальности рукой подать. Одной из известных тогда селебритис которые посещали курсы «Цельная женщина» стала певица, актриса и Мисс Оклахома-1958 Анита Браянт. Она написала свою книгу – «Благослови этот дом», на основе учения о цельной женщине и прославилась как анти-ЛГБТ активистка. Вообще та злоба с которой консервативные христиане ополчились на ЛГБТ сообщество является результатом того огромного культурного и политического значения которое придается в этих кругах традиционным гендерным ролям. Отношения между людьми одного пола ставили под сомнения одну из главных скреп в евангелической картине мира. (Судьба на Анитой Браянт красиво посмеялась – у нее внучка лесбиянка)
«Цельная женщина» разошлась в десятках миллионов экземпляров потому что Марабель Морган нашла эффективную сеть распространения – христианские издательства и христианские книжные магазины. «Цельная женщина» так разошлась потому что этот текст отвечал желаниям и потребностям среднеклассовых консервативных христианок, а где спрос – там и предложение.
«Цельная женщина» предлагала христианам не только модель женственности, но и модель мужественности – одно ведь без другого не бывает. Быть мужчиной – значит иметь хрупкую самооценку и мощное либидо. Мужчинам положено то, се, пятое и десятое – на их условиях. В общем такие цари горы. Понятно что мужчинам текст Марабель Морган должен был понравиться, загадка в другом – что привлекло к тому же тексту миллионы женщин? Неужели им с первых абзацев не становилось ясно за чей счет весь этот банкет?
На посыл Марабель Морган отозвались женщины которым было необходимо защитить традиционную женскую роль от феминистского вызова. В своей книге «Тайна женственности» (1963) Бетти Фридан призвала своих читательниц задуматься о «проблеме которую не называют» — и многие задумались, а правильно ли было положить всю жизнь на бытовое обслуживание других людей, пусть даже самых близких. Но для многих женщин которые застряли в не приносящих им радости браках, идеология «Цельной женщины» представляла из себя что-то куда более разумное и выполнимое. Предлагаемые Марабель Морган решения не были легкими от слова совсем. Представьте что женщина годами копит обиды на мужа, часто абсолютно заслуженные – а тут ей предлагают «давать» семь дней подряд, восхищаться его бакенбардами (прямая цитата) и звонить ему на работу сказать что он является ей в эротических снах. Но сотни тысяч женщин нашли этот путь более легким чем тот что предлагал феминизм. Многие домохозяйки по разным причинам не могли воспользоваться возможностями которые с таким трудом феминистки выцарапали у патриархата. Для тех кто не имел ресурсов или энергии или навыков работать и зарабатывать феминизм стал врагом который нападал на главное дело их жизни (дом и семья) и угрожал их уже без того хрупкой безопасности.
Другой проповедницей традиционной женственности стала Элизабет Элиот, вдова проповедника Джима Элиота, которого в числе других миссионеров посадили на копья индейцы гуарани (1956 год). Литературным дебютом Элизабет Элиот стала книга о миссионерской работе с индейцами гуарани и о гибели мужа. После этого страшного убийства она на два года вернулась работать в то же племя. В 1976 она выпустила книгу «Дайте мне быть женщиной» в виде сборника советов выходящей замуж дочери. (Да кто же тебе в 1976 женщиной быть не давал, чудушко. Не говоря уже о том, что женщина – эта самка вида homo sapiens от пубертата до смерти. Всё. Это все равно как кошка написала бы книгу «Дайте мне быть кошкой», как будто есть способ изменить биологическую реальнось). Язык Элизабет Элиот более материнский и задушевный чем у Марабель Морган, но идея та же. Озвучивается теория комплиментарности – мужчина и женщина суть разные сущности и лишь оставаясь разными, успешно друг друга дополнят. Иерархия это глубоко библейский принцип, а вот равенство «совсем не христианский идеал». «Он скорее всего будет крупнее, громче, сильнее, голоднее и грязнее тебя» — рассказывала автор дочери о том чего ожидать – «Чем женственнее ты будешь, тем мужественнее будет он».
ХХХ
«Личное – это политическое» — говаривала одна из зачинательниц второй волны феминизма Глория Стайнем. Нашлась женщина которая сделала политическое из личного для миллионов евангелисток и при этом сама евангелисткой не была. Филлис Шалфлай была католичкой. Именно она заложила основания идеологического альянса разных видов консерваторов вокруг понятия «традиционные семейные ценности». Маленькая, хрупкая, но при этом с царственной осанкой, Филлис Шалфлай скоро стала «любимицей молчащего большинства». Ее карьера продолжалась полвека и ее стиль совершенно не менялся – те же женственные костюмы с непременной ниткой жемчуга, те же тщательные укладки.
Хотя Филлис Шалфлай приобрела известность защищая «традиционную женственность», ее собственная жизнь была от этого идеала далека. (А так всегда бывает. Защитницы традиционной женственности такие лицемерки, что клейма негде ставить). Она получила вторую академическую степень по политологии в университете Радклифф, работала в American Enterprise Institute, потом вернулась домой в Сент Луис руководить избирательной кампанией кого-то из республиканских кандидатов в Конгресс. Политику Филлис Шалфлай называла «хобби всей моей жизни». Она настаивала что ее главное в жизни дело – быть женой сент-луисского адвоката Фреда Шалфлая и матерью их шести детей. В 1952 баллотировалась в Конгресс сама, праймариз выиграла, но общие выборы проиграла. Занимала различные должности в аппарате Республиканской партии, а в 1962 начала вести радиопрограмму на тему национальной безопасности. Филлис Шалфлай была стойкой антикоммунисткой. Даже основатель «Общества Джона Бэрча» Роберт Уэлч называл ее «верной последовательницей», хотя сама Филлис это отрицала. В 1964 о Филлис Шалфлай узнала вся страна – она написала небольшую, но хлесткую и свежую агитационную брошюру для президентской избирательной кампании Барри Гольдуотера. В 1970 она проиграла еще одни выборы в Конгресс, а в 1972 началась ее многолетняя – и успешная – борьба с Законом о Равных Правах. Тут необходимо сделать отступление и коротко рассказать что это за закон. Его еще в 1920-ых предложили феминистки первой волны и он звучал так: «Равенство перед законом не будет редуцированно или отобрано правительством США или правительством любого штата по признаку пола». Так как это было не просто закон (обе палаты приняли, президент подписал), а поправка к Конституции, он требовал ратификации от легислатур всех штатов. В начале 1970-ых принятый обеими палатами федеральной легислатуры Закон о Равных Правах был отправлен на ратификацию штатам. И вот тут Филлис Шалфлай оседлала тему своей жизни.
Филлис Шалфлай писала что сама мысль что кто-то поражает женщин в правах смешна. Ни у одной группы населения земли нет столько привилегий сколько у американок. Никакой закон не может справиться с реальностью что мужчины и женщины разные, что женщины рожают, а мужчины, увы, нет. Те кому это не нравится – пусть жалуются Господу Богу. В обществе построенном по иудео-христианским идеалам главные права женщин – на защиту и на материнство – обеспечиваются рыцарским поведением мужчин и выполнением ими своих обязанностей добытчиков и защитников. «Фанатки равных прав» хотят эти права отобрать. Не давайте себя обмануть, предупреждала Филлис Шалфлай своих читательниц. Все разговоры о возможностях зарабатывать, о равной оплате за равный труд – это все дымовая завеса. На самом деле феминистки хотят секса вне брака, абортов и чтобы детей можно было отдавать в ясли. (Как будто первое, второе или третье – это что-то плохое. Вот в этом все консерваторы, во всех странах, всех конфессий. Ну тебя же никто не заставляет спать с кем-то до брака или вне брака, делать аборт или отдавать ребенка в ясли. Но нет – сама мысль что кто-то другой спит с кем хочет, отдает ребенка в ясли, делает аборт, ест креветки, ставит елку, читает Гарри Поттера, нужное подчеркнуть – не дает этим людям спать спокойно. Расстраиваются, кушать не могут.) Ее посыл «лучше обнимать ребенка чем пишущую машинку» находил живой отклик не только у идейно религиозных женщин, но и у женщин внизу социальной пирамиды, которым рынок труда не мог предложить ничего кроме неинтересной работы за смешные деньги.
Наверняка у Филлис Шалфлай была жесткая позиция по абортам еще до принятия Верховным Судом решения по делу Roe v. Wade. Такая позиция – доктринальное требование к каждому воцерковленному католику. Католическая церковь всегда осуждала аборты, даже при угрозе жизни матери. Некоторое протестантские пасторы были согласны, но не торопились к экуменическому сотрудничеству с католиками в этом вопросе. Большая часть протестантов не имела по вопросу жесткой позиции. В Библии об абортах ничего не сказано. Большая часть верующих протестантов не одобряло «аборт по первому требованию», но были согласны что угроза жизни матери, изнасилование, инцест или патологии у плода – это особые обстоятельства. Но по мере либерализации законов об абортах и того как сторонники абортов стали говорить об этом под углом «женщины имеют право решать сколько детей им иметь» — протестанты как коллектив начали сползать на все более жесткие и реакционные позиции. Чем больше аборт увязывался с фем-движением и сексуальной революцией, тем меньше он нравился определителям религиозной повестки.
Так же как Билли Грэм и многие другие евангелистские проповедники, католичка Филлис Шалфлай легко увязывала темы семейной политики и национальной безопасности. Она приравнивала равноправие полов к коммунизму и распространяла абсолютно дикие небылицы о том что в СССР женщина обязана сдавать ребенка в ясли или детский сад. (Про декретный отпуск три года ей никто не рассказал).
В 1977 Филлис Шалфлай выпустила книгу «Сила позитивной женщины». (Через четыре года та же книга вышла под названием «Сила христианки». Текст остался практически неизменным, только кое-где «позитивную» заменили на «христианку» и добавили библейских цитат. Это было сделано чтобы охватить растущий рынок именно религиозных женщин). Кроме собственно антифеминизма, там много политики – антикоммунизма и американского патриотизма. Позитивная женщина знает что США это самая великая на свете страна и делает все от нее зависящее чтобы страна такой осталась. Она должна голосовать за кандидатов которые защитят американскую семью и частной предпринимательство от «ползучего социализма» с его «разрушительной доктриной всеобщего равенства». Она должна поддерживать вооруженные силы, но ни в коем случае не рваться служить сама.
По расовым вопросам Филлис Шалфлай особо не высказывалась, но многим вопросам имеющим отношение к борьбе за гражданские права афроамериканцев она высказывалась так, что все с ней было понятно. Она была против вмешательства правительства в семью и в школу – а ведь именно таким вмешательством стала десегрегация школ. Особенно ее и ее единомышленников волновали общественные туалеты (совсем как нынче transфобов). Туалеты уже десегригровали по признаку цвета кожи, а если еще и десегрегируют по половому – это что же получится, белые женщины и чернокожие мужчины будут в один и тот же туалет ходить? Кошмар! Ядреный коктейль из расизма и предполагаемой сексуальной уязвимости исключительно белых женщин имеет на Юге долгую историю, хотя исторические свидетельства рисуют совершенно обратную картину. Понятно что секс без согласия имел место везде и всюду, но если говорить о расовой динамике – именно белые мужчины повсеместно и безнаказанно насиловали цветных женщин, а совсем не наоборот.
Остроумная и вообще блестяще умная Филлис Шалфлай феминисток страшно злила. И троллить она тоже любила – например перед каждым выступлением благодарила мужа за то что он разрешил ей выступать. Бетти Фридан называла ее тетей Томом и предательницей. (Одна из столпов еврейского феминизма, Летти Коттин Погребин, придумала для таких женщин кличку «тетя Това». После трех звездочек в этом материале я расскажу о двух таких тетях). Феминистки даже сожгли ее чучело. Филлис оставалась невозмутимой. Когда ее обвиняли в лицемерии – она же не сидит дома в веночке и не рожает в борщ – она тут же ставила все с ног на голову. Вот я же всего добилась без помощи Закона о Равных Правах, так зачем он нужен. (Жаль разминулись во времени. Я бы с удовольствием вышла с ней на дебаты).
Филлис Шалфлай удалось не только саботировать ратификацию несколькими легислатурами штатов Закона о Равных Правах. (Последствия чего мы сейчас и хлебаем полной ложкой). Такие женщины как Марабель Морган и Элизабет Элиот объединили белых христианок вокруг идентичности «жена и домохозяйка», а Филлис Шалфлай сумела сделать из этого политическую доктрину.
* * *
Прежде всего, всем кто интересуется антифеминистками и вообще историей феминизма, я очень рекомендую сериал «Миссис Америка». Он уже есть в сети с русской озвучкой, во всяком случае пару лет назад был. В первом комментарии ссылка на трейлер с русскими субтитрами имени меня. От образа Филлис Шалфлай созданного Кейт Бланшетт у меня мурашки по коже — не от того, что она говорит, а от того как она себя подает. Это реально манекен с вечной улыбкой на лице, больше напоминающей оскал. Выражение лица никогда не меняется. Эмоции за пределами спальни и ванной комнаты отсутствуют от слова совсем. Феминистки-оппонентки — живые люди. Они радуются и сердятся, сомневаются и надеются, отчаиваются, плачут, кричат. Лучшей рекламы феминизму и представить себе нельзя. Он дал женщинам возможность быть живыми людьми.
Кристин Кобс Дю Мец пишет о том что вокруг идей «традиционная женщина с традиционными ценностями» и «феминизм нам не нужен» объединились (в основном белые но не только) католички, евангелистки и мормонки, но от себя могу добавить что туда же подтянулись и еврейки, совершенно не обязательно даже харедиет. Кстати не стоит верить этим женщинам когда они говорят «феминизм нам не нужен». Вся их деятельность отражает лозунг «мы за вас решили что феминизм не нужен ВАМ».
В конце девяностых на сцену вышла Венди Шалит со своими книгами «Возвращение к скромности: заново открываем потерянную добродетель”, “Бунтовщицы в поисках самоуважения и моральных стандартов” и “Революция хороших девочек”. Кое в чем она была права. Действительно мало приятного расти в атмосфере пропитанной сексуальной вседозволенностью и нет ничего постыдного в том чтобы хотеть замуж и хранить девственность для будущего мужа. Но феминистки никогда никого не принуждают ни с кем спать. Это делают немножко другие люди немножко другого пола, а вот этого Венди Шалит не знает и знать не желает. И предлагая бороться с сексуальными домогательствами и культурой насилия путем длинных юбок, скромно опущенных глазок и яблочных пирогов, она дает женщинам совет который не сработает. (С рецептами у нее явно лучше чем с советами. Яблочный пирог очешуенный получился).
Но если Венди Шалит соблюдала принятую в американском обществе культуру полемики и признавала право других людей с ней не соглашаться, то Абби, прости Господи, Шапиро (сестра Бена Шапиро) – это такой Владимир Соловьев в юбке и говорящий на английском языке. Та же злоба, та же ненависть к инакомыслящим, похожая мимика. Одни названия ее видео чего стоят
«Уважайте вашего мужчину!» (вот если бы Абби Шапиро не топнула ножкой с восклицательным знаком, я бы своего мужчину не уважала)
«Как праздновать 4 июля как настоящий американец» (когда ты, милочка, под стол пешком ходила, люди уже в армии отслужили и без тебя разберутся как быть настоящим американцем)
«Консерваторы хотят чтобы вы выглядели красиво, а либералы не хотят. Почему так?» (либералы считают что ничье собачье дело кто как выглядит и не любят fashion police в любой форме)
«Феминистки хотят чтобы вы чувствовали себя виноватой за то что хотите быть домохозяйкой» (Вранье. Как феминистка и домохозяйка говорю. Феминистки хотят чтобы у женщин был выбор кем быть).
И напоследок. Когда я переводила этот текст, я себя спросила – относишься ли ты к Рубену как к царю? Не-а. Не отношусь. Потому что царей много, а Рубен один, уникальный. Потому что царь это должность, пусть нужная и почетная, но должность. А любимый человек это любимый человек. Это больше чем должность. По настоящему любящим друг друга людям иерархические игрища не нужны.

Leave a Comment